На эмоциональное выгорание сотрудника влияет множество внешних факторов как на работе, так и в личной жизни: стресс, недовольство клиентов, обстановка в семье, плохое самочувствие. Однако самое большое влияние, предупреждают бизнес-тренеры, оказывает неправильное поведение начальства.
«Самое худшее поведение руководителя — говорит Кристина Сорокина, директор по персоналу Корпорации «КРЕПС». — Это постоянный негатив и прессинг людей при отсутствии положительного подкрепления. В таких ситуациях профессионально выгорать будут даже самые преданные компании сотрудники. Они смогут продержаться максимум два года».
На втором месте — неправильная организация работы в компании. Психика человека способна обработать только ограниченное количество «собеседников» в течение дня, напоминают психологи. «Поэтому ускорить выгорание могут такие факторы как чрезмерное количество коммуникаций за день и множество параллельных указаний одинаковой важности от нескольких начальников», — говорит соучредитель международной сети Culinaryon Александр Бланк.
Вредный совет
«Если вы хотите, чтобы сотрудник профессионально выгорел, вот готовый рецепт: заставляйте сотрудника перерабатывать, — рассказывает Вера Стародубцева, глава АССА (Association of Chartered Certified Accountants) в России. — Нагрузите его объемом работы, в полтора раза превышающий тот, что он может выполнить. Регулярно следите за тем, чтобы работы было больше. Добавьте микроменеджмента, регулярно высказывайте свое недовольство. Приправьте все это бумажной рутиной, добавьте в команду сотрудников, не подходящих друг другу по психотипу и подождите 3-6 месяцев».
К сожалению, это довольно распространенная стратегия управления людьми, особенно часто встречающаяся у начинающих руководителей. Получается, что в погоне за эффективностью работы подчиненных, руководители сами ускоряют профессиональное выгорание своих сотрудников.
«Еще один сценарий в поведении начальства, который выступает катализатором эмоционального опустошения сотрудника, — ненамеренное (в силу занятости) или намеренное дистанцирование от подчиненных», — предупреждает Ирина Меньщикова, руководитель отдела персонала «Лиман-трейд».
Пол и потолок
«Одно из исследований Gallup International показало, что в 70?% случаев стратегия руководителя является причиной увольнения из компании, — говорит Екатерина Тихвинская, директор по персоналу и общим вопросам «Упонор Рус». — Внешняя среда может только немного улучшить или ухудшить общую ситуацию». Одна из ключевых обязанностей руководителя — управлять мотивацией сотрудника и создавать возможности для его роста. Завышенные, равно как и заниженные, требования начальства к подчиненным провоцируют у сотрудник чувство неудовлетворенности собой, депрессию и профессиональное выгорание.
По словам Анны Барановой, руководителя службы по работе с персоналом «СКБ Контур», самым сильным фактором, ведущим к выгоранию, является отсутствие возможности переключаться между задачами и участвовать в новых проектах, полезных для развития в профессии.
Одна из самых распространенных причин выгорания, подтверждает Маргарита Кашуба, директор по маркетингу, компании Englishdom, это «стеклянный потолок»: сотрудник понимает, что достиг предела своего роста в финансовом и социально-профессиональном смысле.
«В начале такая стабильность просто расслабляет сотрудника, потом специалист начинает скучать, и в итоге теряет интерес к профессии в целом., — замечает специалист. — Рецепт для руководителя прост: не можете двигать его по вертикали, двигайте по горизонтали».
Если руководитель не поддерживает стремления подчиненных к профессиональному росту и обучению, команда теряет интерес к успехам компании, предупреждает Инна Алексеева, генеральный директор компании PR Partner.
Профилактика
Эксперты напоминают: лечить эмоционально выгоревшего сотрудника дороже, проще не дать ему выгореть. «Один из неправильных сценариев в поведении руководителя — давать сотруднику слишком большое количество рутинных задач, которые он уже перерос и которые ему не интересны», — уточняет Марина Малашенко, HR-директор OneTwoTrip.
Чтобы предугадать возможность эмоционального выгорания, в «СКБ Контур», например, руководство проводит опросы вовлеченности и удовлетворенности сотрудников. Если удается выявить проблему отсутствия у сотрудников интересных задач, компания предлагает альтернативную работу в других подразделениях.
В «САН ИнБев» каждый год проводятся сессии по оценке эффективности, где обсуждаются возможные кросс-функциональные перемещения сотрудников, возможности для получения нового опыта и развития сильных сторон у подчиненных.
«Это нужно, чтобы минимизировать вероятность профессионального выгорания наших сотрудников, — объясняет Ольга Антонова, директор по персоналу функции продаж и поддержки, «САН ИнБев» Восточная Европа. — У нас, например, нередка практика перехода из продаж в HR, из HR в отдел логистики и так далее».
Но в первую очередь, подчеркивает Ольга Антонова, профилактика профессионального выгорания сотрудников состоит в выстраивании прозрачных бизнес-процессов и настройке коммуникаций внутри компании.
Руководители, которые успешно ограждают подчиненных от эмоционального выгорания, не делают ничего необычного, отмечают эксперты. «Они организует профессиональные тренинги и корпоративы. Относятся к людям по-человечески, разделяют время труда и отдыха, предоставляют отпуска, поощряют полезные инициативы и действия, — объясняет Кристина Сорокина. — То есть создают комфортную деловую обстановку».