Автодилеры вслед за частными коллекционерами начинают выкупать и восстанавливать старые автомобили.
Дилер "Свид Мобиль" открыл направление по продаже редких автомобилей. "Некоторое время назад мы начали реставрировать и продавать старые автомобили, буквально 1950–х годов выпуска — так называемые олдтаймеры, — рассказывает генеральный директор ООО "Свид Мобиль" Даниил Плитман. — Однако это довольно трудоемкий процесс: найти подходящий автомобиль, привезти, растаможить, восстановить и продать. Более перспективным направлением представляются янгтаймеры — это редкие автомобили, выпущенные 25–30 лет назад, восстановленные и пригодные для ежедневной езды".
По словам Даниила Плитмана, эта категория постепенно начинает пользоваться спросом у автолюбителей. "Мы ищем такие машины по стране, реставрируем и даже даем гарантию. За последний месяц было продано четыре машины", — говорит он. Пока компания занимается только автомобилями Volvo, однако планирует работать и с другими брендами. Даниил Плитман говорит, что для компании это скорее имиджевая история, чем бизнес: "Я сам езжу на такой машине".
Пока еще не бизнес
Эксперты не смогли вспомнить, кто еще из автодилеров выделил в отдельное направление и продавал такие автомобили. В основном их можно увидеть в автосалонах как необычный элемент интерьера. "Мы восстановили автомобиль "Волга" 1961 года выпуска. Машина была в плачевном состоянии, а сейчас постоянно выставлена в нашем салоне, участвует в выставках и пробегах ретромашин", — говорит директор по развитию "Автоцентр ГАЗ Балтийский" Михаил Грищенко.
"У нас в автосалоне Porsche стоит на комиссии автомобиль Porsche 911 с кузовом 964 1988 года выпуска. Такие автомобили попадают в продажу редко. К сожалению, законодательство не позволяет ввозить в Россию старые коллекционные машины, хотя они востребованы. Проще с поиском и выкупом автомобилей, которым не более 30 лет. Они также популярны у любителей автомобилей с историей", — говорит генеральный директор ООО "Автопродикс Спорт" Андрей Гвозденко.
По оценкам управляющего партнера Университета продаж Виталия Новикова, в городе около 15 тыс. ретроавтомобилей и янгтаймеров: "В Финляндии нет ни одного автосалона, где бы не были представлены янгтаймеры, а некоторые и вовсе специализируются только на них. В Испании за 15 тыс. евро можно приобрести новый KIA или Renault 5 Turbo. В Петербурге также есть клиенты, которым нужна старая красивая машина".
На волне популярности
Последние годы интерес к старым автомобилям растет. В ТРК "Питерлэнд" Александра Кожина с 2014 года работает выставка ретроавтомобилей Car Show.
Владелец ГК "Петровский строитель" Вагиф Мамишев строит музей ретроавтомобилей, который будет открыт через 1,5 года. Из самых старых экземпляров в нем будут представлены Cadillac, Porsche, Mercedes 1950–х годов, а среди новых — автомобили знаменитых людей, например, представительский ЗИЛ Бориса Ельцина, Pontiac Юрия Гагарина, Mercedes Владимира Высоцкого, Lamborghini Diablo арабского шейха, Rolls Royce императора Японии. Также будут представлены автомобили, на которых ездили Леонид Брежнев, Маргарет Тэтчер, Саддам Хусейн, отмечает Вагиф Мамишев.
В коллекции экс–вице–губернатора Ленобласти Георгия Богачева сегодня восемь ретрокаров, старейший из которых — Mercedes 220 1952 года выпуска в кузове кабриолет. Он говорит, что недавно приобрел Volvo 244 1979 года: "Я впервые увидел такой автомобиль у гостиницы "Европейская", будучи маленьким мальчиком. На таких приезжали в Ленинград шведы и финны. Тогда я смотрел и думал, что, наверное, никогда в жизни у меня такой машины не будет".
"В России несколько миллионов автомобилей старше 30 лет, но 90% из них — советское наследие, которое зачастую не представляет ценности", — говорит Глеб Рачко, владелец компании по продаже и реставрации ретроавтомобилей OldtimerCars. По его словам, сформированного рынка классических автомобилей в России нет, потому что долгие годы легковые автомобили были дефицитом, марок было всего несколько, в отличие от США и Европы, где эта культура развивалась десятилетиями. "Кроме того, российское законодательство не полностью прозрачно в отношении технической эксплуатации и импорта таких машин, что создает определенные сложности для владельцев", — отмечает Глеб Рачко.