Петербургский рынок аптек переполнился. Хотя доходность аптек снижается, в следующем году откроется не менее 100 новых точек. Игроки хотят застолбить место на будущее.
Аптечный рынок в Петербурге перенасытился. Давние лидеры рынка испытывают серьезные сложности и теряют позиции под натиском все новых и новых игроков. Результатом стали сделки слияния и поглощения, снижение маржинальности бизнеса. Этим пользуются крупные федеральные игроки, которые один за другим выходят в Петербург.
Ротация лидеров
По данным комитета по здравоохранению Петербурга, количество выданных лицензий на фармацевтическую деятельность (розничная торговля, хранение и отпуск лекарств) стремительно растет: если с января по октябрь 2016 года было выдано 3557 лицензий, то за аналогичный период этого года их число достигло уже 4968. Судя по данным ведомства, активизировались как местные игроки — "Лекоптторг", "Севзапмедторг", так и федеральные — "Мега–фарм", "Эркафарм", "Неофарм", "Вита". За последний годы "Эркафарм" вывел свой бренд "Доктор Столетов", холдинг "36,6" — бренд "Горздрав", также активно развиваются несетевые аптеки.
Компания "Алоэ" придерживается ранее озвученного плана по расширению сети, в Петербурге планируется открыть примерно 150 точек. На данный момент аптечная сеть "Алоэ" насчитывает более 260 аптек. В общей сложности за год было открыто 50 аптек, из них три — в Москве. По предварительным оценкам, ожидаемый прирост оборота "Алоэ" по итогам 2017 года — 10–15%.
По итогам 2017 года список лидеров петербургского аптечного рынка изменится, так как в последнее время прошел целый ряд сделок, напоминает Павел Расщупкин, директор по аналитике RNC Pharma. Например, ГК "Эркафарм" ("Доктор Столетов" и "Озерки") пополнила свой портфель сетью "Радуга — Первая помощь", аптеки "Родник здоровья&ЛекОптТорг" объединились с сетью "Для бережливых", наконец, структуры, связанные с аптечной сетью "36,6", купили аптечную сеть "Фармакор". Федеральные сети поглотили тех игроков, рыночная доля которых в последнее время снижалась. Так, доля сети "Фармакор" сократилась с 4,5% в 2016 году до 4% в первом полугодии 2017 года, а доля "Радуги" (включает "Первую помощь") обрушилась за тот же период с 16,6 до 8,9%.
Еще больше москвичей
Активная ротация игроков подстегнула интерес и других федеральных игроков. "Устоявшиеся лидеры рынка испытывают серьезные сложности, их доля на рынке снижается, поэтому у нас появилась возможность для экспансии в регион", — объясняет генеральный директор и основатель группы компаний "Неофарм" Евгений Нифантьев. Московская ГК "Неофарм", которая в первом полугодии занимала шестое место в рейтинге крупнейших аптечных сетей по версии Vademecum, планирует до конца 2018 года открыть 50 аптек под брендами "Неофарм" и "Столички". Аптеки начали открываться весной 2017 года, и уже сегодня в городе работает 15 аптек сети, до конца года будет открыто еще шесть. В 2017 году группа инвестировала в экспансию более 50 млн рублей, в 2018–м планируется вложить еще от 100 млн рублей. Под аптеки компания арендует площади 80–150 м2.
"Мега–фарм" (сети "А–Мега" и "Да, здоров!"), которая открыла первую аптеку в Петербурге в декабре прошлого года, планирует до конца 2017 года довести сеть до 170 аптек в Северо–Западном регионе, примерно половина из них расположена в Петербурге.
Входящая в десятку крупнейших аптечных сетей страны самарская "Вита" в этом году вышла на петербургский рынок, сейчас в городе работает более 10 аптек "Вита экспресс" и "Вита центральная аптека". Дальнейшие планы по расширению компания не раскрывает, по стране под управлением компании находится около 800 аптек.
В компании "36,6" говорят, что в Петербурге работают 97 аптек сети, в Ленобласти — еще 15. "Также мы активно развиваем программу франшизы: бывшие точки аптечной сети "Фармакор" перебрендируются в "Горздравы" или "А5", — говорит Алексей Киселев–Романов, директор по внешним коммуникациям ПАО "Аптечная сеть 36,6". — Все эти аптеки, а вместе с нашими их уже 220, используются в качестве пунктов выдачи нашей интернет–аптеки 366.ru".
Высокая цена успеха
За быстрое расширение игроки расплачиваются доходностью бизнеса. Так, Евгений Нифантьев говорит, что активное развитие аптек за последние 5 лет привело к переполнению рынка и высокой конкуренции, из–за этого снижаются продажи на каждую розничную точку и маржинальность бизнеса.
Сказывается и то, что в Петербурге, по мнению игроков, куда лучше, чем по стране в среднем, развит формат аптеки–дискаунтера. Топ–менеджер другой аптечной сети рассказывает, что маржинальность 50 самых продаваемых товаров составляет у дискаунтеров 10–12%, а иногда падает до 7%: "Некоторые аптеки по ряду продукции работают в ноль, "добирая" маржу на других товарах". По оценкам Сергея Измакова, владельца сети "Аптека Доктор", в целом по рынку и маржинальность, и выручка аптечных сетей сократились за год примерно на 20%. Как говорит Павел Расщупкин, доходность розничных продаж лекарств находится в районе 1-2%, основную прибыль сети получают от маркетинговых бюджетов фармпроизводителей.
В "36,6" обращают внимание и на стоимость поставки лекарств: "Ключевым критерием при заходе в новый регион была и остается стоимость логистики. Сам по себе рынок Петербурга очень привлекателен, но не все могут себе позволить присутствие на нем".
Всплеска не будет
По данным RNC Pharma, количество аптек в Петербурге в первом полугодии 2017 года выросло на 5%, до 1826 точек, по сравнению с первым полугодием 2016 года. Объем рынка за тот же период вырос почти на 10%, до 24,1 млрд рублей. Скорее всего, будет сокращаться количество несетевых аптек и аптек — спутников продуктовых ретейлеров, ожидают в RNC Pharma.
"Общее количество аптек в Петербурге серьезно меняться не будет, так как есть естественное ограничение в виде количества провизоров и фармацевтов, которые могут и хотят работать в аптеках", — убежден Павел Расщупкин.
Действительно, по данным HeadHunter, количество вакансий для фармацевтов–провизоров, размещенных работодателями Петербурга в этом году, по сравнению с прошлым увеличилось на 14%, а по сравнению с 2014 годом — на 82%. Наибольшее количество запросов было в 2015 году, когда количество вакансий более чем вдвое превышало количество резюме. Однако активность кандидатов, претендующих на позиции фармацевтов–провизоров и заведующих аптеками, стремительно росла, и сейчас дефицит специалистов удалось преодолеть.
"В конечном счете именно потребности покупателей определяют оптимальное число аптек. Кстати, по количеству аптек на душу населения Петербург уступает Москве, при этом в Москве почти каждый день открываются новые аптеки", — говорит Алексей Киселев–Романов.
“
"Столички" могут стать серьезным конкурентом "Озеркам". Обе сети работают с минимальной наценкой, но берут оборотом, хотя с таким брендом столичным игрокам будет непросто. Лучше бы назвались "Ленинградками". По нашему опыту, в Петербурге весьма консервативные покупатели, которые осторожно относятся к выбору аптечных точек, и "Столичкам" придется активно вкладываться в рекламу, чтобы петербуржцы проявили интерес. Скорее всего, наценка на топ–50 лекарств первое время у них будет нулевая.
Дмитрий Агафонов
директор по развитию PHARMA Distribution Group ("Советская аптека")
“
Безусловно, можно говорить о перенасыщении на аптечном рынке, продолжается рост количества аптек на душу населения. Рынок агрессивный и конкурентный, однако доходность каждой аптеки индивидуальна. Доступные цены, грамотное обслуживание, программа лояльности обеспечивают необходимый трафик. Мы сохраняем планы по открытию 150 точек. Не стоит исключать, что в ближайшее время все федеральные сети выйдут в Петербург и даже займут серьезные позиции. Консолидация рынка — один из основных трендов сегодня.
Глеб Данилов
генеральный директор аптечной сети "Алоэ"
“
В Петербурге фармрозница отстает от продуктовой почти на 15 лет с точки зрения стандартов, логистики, IT, категорийного менеджмента и инструментов управления. Например, местная продовольственная розница вышла на федеральный уровень, а фармацевтической это так и не удалось. В целом конкуренция на аптечном рынке города невысокая, но сейчас она растет за счет активного выхода в город федеральных сетей. Возможно, это позитивное явление, которое подтолкнет сети к прямой работе с производителями.
Олег Жеребцов
Гендиректор И Основатель Фармацевтического Завода "Гротекс"/Solopharm