Практика выплаты корпоративных стипендий студентам вузов приобретает все большую популярность среди российских компаний. Суммы такой поддержки разные, но работодатели понимают, что таким образом вкладываются в профессиональное завтра своих компаний.
Так называемые корпоративные стипендии, когда коммерческая компания платит студентам вузов за хорошую учебу, обычно приняты в фирмах, где существует системный подход к найму и развитию сотрудников без опыта работы. По мнению Нины Осовицкой, эксперта по HR–брендингу HeadHunter, подобная практика предполагает серьезную комплексную работу над HR–брендом, дает компании возможность привлечь молодые и перспективные кадры, например, в сложные или конкурентные профобласти или отрасли.
Разные пути
Вузы, студенты которых могут претендовать на корпоративные стипендии, обычно выбираются компаниями по профилю или рейтингу, но многое зависит и от сложившихся с учебными заведениями отношений и потребностей бизнеса. Так, в России есть компании, которые создают не только собственные образовательные программы в рамках существующего обучения, но и целые кафедры. В этом случае студентам обычно преподают действующие сотрудники компании, а стипендии выплачиваются лучшим обучающимся.
Так поступает, например, JetBrains, которая сотрудничает с СПбГУ, ИТМО, ЛЭТИ, Политехом. А в Академическом университете (1–е место во всероссийском рейтинге Высшей школы экономики по качеству бюджетного приема в 2017 году) при участии старшего вице–президента по инвестициям, исследованиям и образовательным проектам JetBrains Андрея Иванова была создана целая кафедра математических и информационных технологий. "В этом вузе высочайший уровень студентов и обучение ведется по индивидуальным образовательным траекториям, разработанным нами совместно с университетом, что позволяет быстро внедрять новое", — поясняет он.
"Есть компании, которые выбирают конкретное направление обучения и спонсируют всех студентов, рассчитывая на большой приток молодежи по итогам обучения, — поясняет Нина Осовицкая. — Есть и те, кто проводит конкурс внутри компании и приглашает принять участие в нем студентов из разных вузов".
Аграрная поддержка
Дмитрий Сергеев, представитель "Мираторга", рассказывает, что стипендиаты компании не только получают ежемесячную материальную поддержку, но и занимаются с индивидуальными наставниками на производстве. Стипендия выплачивается ежемесячно в размере 3,5 тыс. рублей до момента окончания вуза. Получить стипендию "Мираторга" могут студенты дневного отделения очной формы обучения 3–5–го курсов, а также студенты 1–2–го курсов магистратуры, получающие образование в области перерабатывающей промышленности, агропромышленной и технической сферах.
В партнерах у "Мираторга" 26 учебных заведений в регионах, где работает компания. Чтобы отобрать стипендиатов, компания проводит заочный конкурсный отбор и затем устраивает очное собеседование с экспертами. Учащиеся должны ежегодно представлять компании информацию о своей успеваемости.
"В рамках стипендиальной программы предусматривается трудоустройство и работа по трудовому договору в течение определенного времени", — поясняет Дмитрий Сергеев.
Страховые династии
Стипендиальная программа компании "Росгосстрах" подразумевает сотрудничество не только с вузами, но и с колледжами. Всего в нее входит 400 учебных учреждений. Программа работает более 10 лет и предусматривает ежемесячную выплату стипендий в размере 2–3 тыс. рублей вне зависимости от получаемых других стипендий. К примеру, к последней стипендии компании были представлены студенты из 102 учебных учреждений.
По словам Евгения Злобина, директора управления компании "Росгосстрах" по взаимодействию с учебными учреждениями, первоначально стипендии назначались по представлению ученых или педагогических советов вузов при согласовании с филиалами компании в соответствующем регионе. "Последние несколько лет стипендии назначаются детям и внукам рядовых сотрудников и агентов компании по представлению директора филиала. Одним из критериев отбора является материальное и семейное положение студента, проживание в общежитии, а также нацеленность на трудоустройство в компанию", — поясняет он.
Стипендиаты не обязаны отрабатывать в компании какое–то количество лет: проект направлен на социальную поддержку молодых людей. Однако каждый стипендиат обязан пройти практику в компании — в том филиале, который его представил на стипендию. Стипендии даются на 4 и 5 месяцев. При необходимости стипендия пролонгируется, некоторые — самые активные и лучшие студенты получают поддержку от компании на протяжении 2–3 лет.
"Спектр стипендиатов по курсам и специальностям широк, их отбор осуществляется специалистами по работе с персоналом на местах после бесед со студентами и их родителями — сотрудниками филиала. Окончательное решение принимает стипендиальная комиссия компании, в которую поступают представления на студента и родителя — работника компании", — поясняет Евгений Злобин.
В поддержку науки
Петербургский центр разработок компании ЕМС и БФ "Система" выплачивают стипендии учащимся кафедры информационных систем Университета ИТМО. Они даются, как правило, за учебу на 4 и 5 студентам 1–го курса в течение первого семестра — с возможностью продления на второй семестр при индивидуальных успехах.
Корпоративные стипендии для студентов ИТМО есть и у ЛОМО: 750 рублей в месяц для студентов любых факультетов университета и 1 тыс. рублей — для студентов факультета оптико–информационных систем и технологи им. основателя ЛОМО Михаила Панфилова. ЦНИИ "Электроприбор" тоже выплачивает студентам университета стипендии, однако их размер в компании не уточнили.
В рамках стипендиальной программы "Альфа–Шанс" от Альфа–Банка три первокурсника ИТМО, являющиеся победителями или призерами Всероссийских олимпиад школьников, получают стипендии по 5 тыс. рублей в месяц на 2 года.
Биотехнологическая компания Biocad выплачивает именные стипендии для магистрантов программы "Научная коммуникация" для студентов второго года обучения, которые по итогам двух сессий имеют средний балл не ниже 4,5. Для получения стипендии, указывают в компании, магистранты проходят конкурсный отбор, где представляют коммуникационные проекты в научно–популярных СМИ для компании. Авторы лучших проектов затем проходят этап очной защиты и собеседования с представителями компании. По результатам голосования студенты получают 200 тыс. рублей, а предложенные ими проекты поддерживаются биотехнологической компанией Biocad.
Компания JetBrains платит стипендию бакалаврам Академического университета: в зависимости от успехов на сессиях эта добавка составляет 4–8 тыс. рублей. Также у компании есть корпоративные стипендии для магистров 5–6–го курсов, они выплачиваются исходя из того, какую позицию занимает претендент в рейтинге по итогам всех промежуточных и итоговых учебных результатов, и составляют 3–10 тыс. рублей на человека. Так, за прошлый календарный год JetBrains потратила на стипендии около 8 млн рублей.
Что это дает работодателю
Выплачивая корпоративные стипендии, работодатели преследуют самые разные цели: кто–то рассматривает это как дополнительный канал рекрутинга и продвижения HR–бренда, кто–то — как социальный проект, кто–то — как глобальную миссию развития образования в стране, кто–то — как способ вырастить сотрудника под себя. Но практически все работодатели эффект от таких программ исчисляют количеством молодых специалистов, пришедших в компанию.
По словам представителя JetBrains, основная цель таких стипендий состоит в том, чтобы студенты учились, а не уходили в работу. Свою задачу они видят не в том, чтобы набрать как можно больше выпускников в компанию, а в том, чтобы способствовать повышению уровня образовательной среды в Петербурге. Все, что в компании происходило хорошего, было связано с конкретными людьми, у которых была идея. "Поэтому мы осознаем, что получить правильного человека означает в перспективе миллионы долларов прибыли. Поэтому имеет смысл вкладываться в систему, чтобы она с большей вероятностью выпускала таких людей — мотивированных и качественно обученных", — говорят в компании.
"Стипендиальная программа позволяет холдингу осуществлять подготовку молодых специалистов еще со студенческой скамьи, адаптируя под производственные системы и бизнес–процессы "Мираторга", и формировать перспективный кадровый резерв на менеджерские позиции", — поясняет Дмитрий Сергеев.
На вопрос о том, как оценить эффективность выплаты корпоративных стипендий, эксперт отвечает, что из 65 студентов аграрных вузов, которым выплачивали или выплачивают стипендии, больше половины уже устроились работать в "Мираторг" (остальные еще учатся). "По итогам конкурса в 2017 году мы также планируем награждение стипендиями еще более 30 участников", — добавляет он.
Евгений Злобин уточняет, что корпоративные стипендии позволяют "Росгосстраху" не только повысить привлекательность компании как работодателя и обеспечить постоянный приток молодых кадров, но и формировать настоящие страховые семейные династии.
"Есть примеры, когда сразу три поколения семьи работают в компании, — поясняет он. — Мы считаем, что наша программа — наглядный пример проявления социальной ответственности бизнеса перед обществом. За 10 лет целевую поддержку от компании получили более 1200 студентов во всех регионах страны. Сотни из них получили предложения о трудоустройстве и пополнили ряды наших сотрудников".