Патриарх Кирилл заговорил о конце света. Да так, что с ходу не разобрать — то ли он паству предупреждает, то ли президента пытается вернуть на путь истинный.
В проповеди после литургии в день своего рождения патриарх Кирилл сообщил, что "грозные мгновения истории, о которых говорил в своем Откровении Иоанн Богослов" — то есть Апокалипсис — уже приблизились так, что нужно быть слепым, чтобы их не видеть.
Сразу не разобрать, иносказательно говорит предстоятель РПЦ или серьезно. С одной стороны, ожидание конца света церкви присуще по умолчанию. Его, к примеру, ждали в XV веке, когда истекали 7 тыс. лет по летосчислению от сотворения мира. Тогда даже дату Пасхи вычислять не стали — уже, дескать, и незачем. С другой стороны, предсказать дату Страшного суда не в силах никто. Поэтому остается толковать признаки.
В мире, конечно, неспокойно. Гомосексуализм поднимает голову. Американская военщина бряцает оружием. Президента Зимбабве Роберта Мугабе вот низложили. Есть от чего впасть в эсхатологическое настроение.
Но в данном случае Кирилл усматривает признаки в культурном разложении, причем, кажется, в отдельно взятой стране. Некое искусство, по его словам, претендует сегодня на особую роль, но очевидно демонстрирует грех, делая это через театр и кинематограф. То есть заведомо притягательным способом. И тем самым искушает людей и сбивает их с толку.
Раньше патриарх Кирилл, когда его спрашивали о конце света, предлагал не забивать себе голову всякой ерундой. "Не искушайтесь, не слушайте и не верьте предсказаниям", — говорил он, например, четыре года назад. Нет и не может быть никаких конкретных признаков Страшного суда, уверял он. Но тогда просто еще не было фильма "Матильда", а также творений режиссера Серебренникова. Они, видимо, убедили предстоятеля в худшем.
И поэтому именно сейчас всем здоровым силам, посоветовал патриарх, нужно сплотиться. И писателям, и ученым, и деятелям культуры, и церкви. "Все те люди, которые любят родину, должны быть сегодня вместе, потому что мы все входим в критический период развития человеческой цивилизации", — предупредил он.
Но еще можно все исправить — лучшие люди страны, сплотившись, способны отсрочить приближение конца света. Или "затормозить наше сползание в бездну окончания истории", как выразился Кирилл. Которое, судя по всему, все-таки, к сожалению, неизбежно.
"Сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей", — сообщил патриарх. И тем самым невольно снизил пафос проповеди. Потому что фраза "не раскачивать лодку" является устойчивым политическим выражением, которое употребляют лоялисты, заклинающие не выступать против Кремля. А сказано все это было в тот день, в который — по случаю дня рождения — патриарха посетил Владимир Путин. У которого скоро очередные президентские выборы.
И хотя патриарх Кирилл проявлял заботу о человечестве в целом, в сочетании с выпадами в адрес прогрессивных режиссеров прозвучало это так, как будто он в преддверии выборов не просто призывает сплотиться в попытке противостоять сползанию в бездну, но и дает понять, вокруг кого нужно сплачиваться, а вокруг кого ни в коем случае не нужно.
С другой стороны, ведь ни президент, ни члены правительства РФ ничего не сделали, чтобы успокоить лодку человеческих страстей во время свежих околоцерковных скандалов. Хотя их просили. Более того, потакали греховодникам. То есть, получается, их нельзя считать до конца здоровыми силами. Можно даже подумать, что они не очень любят родину. Поэтому слова патриарха можно истолковать и как вполне понятный упрек в адрес президента. А то как знать, может быть, еще надо посмотреть, вокруг тех ли людей мы сплачиваемся, и не приведут ли они нас в бездну.
Владимир Путин, кстати, пожелал патриарху "поменьше работать". Потому что одно дело за допинговым скандалом не видеть ничего, кроме попытки помешать кандидату от Кремля избраться. А грозить концом света из-за неправильного кино и делать политически некорректные намеки — это уже перебор.