14:0909 декабря 201714:09
2109просмотров
14:0909 декабря 2017
Большому числу наших клиентов Налоговая инспекция прислала письма о том, что они не находятся по адресу, указанному как юридический и затребовала документы, подтверждающие местонахождение их компаний.
Ольга Кириллова, управляющий директор Heritage Group:
При этом в подавляющем большинстве случаев и тем, кто эти документы предоставил, и тем, кто не успел, в ЕГРЮЛ налоговая внесла запись о том, что «сведения об адресе являются недостоверными».
Что будет?
Последствия плачевны: в течение нескольких дней после внесения этой записи, банки блокируют счета предприятия вместе с деньгами, которые находятся на них. Сменить юридический адрес на новый не удается: регистрирующий орган выдает отказ со ссылкой на «недостоверные данные в ЕГРЮЛ». Получается замкнутый круг, выход из которого один — судебные процессы. Продолжаться они могут много месяцев, и все это время компания не сможет ни получать деньги, ни отправлять их, а самое главное — не сможет выплачивать заработную плату своим сотрудникам.
Откуда взялась проблема?
Вносить запись «о недостоверности юридического адреса» налоговая начала не так давно. Государственная Дума пыталась создать метод борьбы с использованием массовых адресов и номинальных руководителей юридических лиц, но на деле, как это часто бывает, все пошло не так как хотелось бы.
На самом деле проблема юридических адресов существует только потому, что подавляющее большинство арендодателей в договоры аренды офисов включает пункт о запрете использования адреса в качестве юридического. Это — пробел в законодательстве, и пока он существует, мы будем иметь ситуации, когда фактический и юридический адреса компаний не совпадают.
Что делать?
Чтобы избежать проблем с блокировкой банковских счетов, нужно предпринять ряд превентивных мер:
Убедитесь, что у вас есть физический доступ к юридическому адресу и что вы получаете оттуда корреспонденцию. Если в последнем вы не уверены, оформите переадресацию в почтовом отделении на фактический адрес компании.
Если есть возможность повесить вывеску с названием компании и часами работы, — сделайте это.
Когда получили «письмо счастья» от налоговой с требованием подтвердить нахождение на адресе, все запрашиваемые документы доставьте лично и получите отметку о приеме на копиях, либо отправьте по почте с описью вложения. В последнем случае отслеживайте доставку на сайте почтовой службы, а через пару дней — позвоните в налоговую инспекцию и убедитесь в получении (случаи потери документов в пути или самой налоговой, к сожалению, — не редкость).
Через 3-4 рабочих дня позвоните или зайдите в налоговую лично и уточните, достаточно ли им полученных документов.
Не реже одного раза в неделю скачивайте выписку из ЕГРЮЛ с сайта ФНС и проверяйте — не появилась ли злосчастная запись о недостоверности юридического адреса. Лучше делать это и вовсе каждый день.
Помните, что у вас есть только 30 дней на оспаривание такой отметки.
Из своей практики мы видим, что налоговая инспекция в своем служебном рвении допускает множество нарушений. Так, например, письмо с запросом документов они могут датировать августом, отправить его в ноябре, а уже через неделю внести судьбоносную для многих запись в ЕГРЮЛ. Во всех подобных случаях необходимо обращаться к руководству вашей налоговой инспекции и немедленно писать жалобы в вышестоящие инстанции.
К чему может привести такое усердие чиновников?
Бизнесменам стоит максимально мобилизоваться, чтобы преодолеть непростой период, когда Федеральная налоговая служба и банки, кажется, делают всё, что могут, чтобы затруднить и без того не простое в нашей стране дело - ведение бизнеса. Контролирующим же органам, включая Центробанк, стоит задуматься о том, как позволить бизнесу сохранить рабочие места, пока те десятки и сотни тысяч людей, которые сегодня пока еще имеют оплачиваемую работу, не отправились на биржу труда.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП" .