"Спрос на розетки, подключенные к Интернету, растет двузначными цифрами!"

Автор фото: Schneider Electric
Глава Schneider Electric по России и СНГ Йохан Вандерплаетсе.

Президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе рассказал в интервью "Деловому Петербургу" о том, почему он считает Россию перспективным рынком для развития цифровых технологий и электронных систем управления, но не будет пока строить вторую очередь завода в Ленобласти.

Считается, что Россия сильно отстает от остального мира в смысле использования электронных систем управления в самых разных отраслях: в промышленности, в коммунальном хозяйстве, в энергетике. А вы сейчас именно в России развиваете это направление. Почему?

— Я не согласен, что Россия отстает. Даже наоборот, государство на самом высоком уровне стало очень много внимания уделять промышленной цифровизации. Промышленность России становится все более энергоэффективна. Мы постоянно обсуждаем с предприятиями, с чиновниками, как повышать эффективность экономики с помощью цифровизации. Для тех компаний, которые ориентированы на внешний рынок, это особенно важно.
Недавно я был в Тобольске на новом заводе по переработке углеводородного сырья компании "Сибур" — там я увидел новейшие системы контроля и управления предприятием. До этого у меня было несколько встреч с руководителем "Северстали" в Череповце. Это предприятие тоже инвестирует в новые технологии, которые повышают эффективность производства. Есть множество других примеров российских предприятий, которые внедряют самые современные технологии.
Мы уже давно работаем в России, и в последние 5 лет Schneider Electric вложила в развитие компании в стране больше 1 млрд евро. Сейчас мы делаем ставку не только на производство, но и на разработку новых технологий. До недавнего времени у нас было в мире только пять глобальных центров разработки. Сейчас мы и в России мы решили заниматься глубокими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР. — Ред.). На этом сосредоточатся две наши российские площадки.
Первая — в Сколково. Там работает наш центр НИОКР для электрических сетей. В октябре мы подписали соглашение с ПАО "Россети" и фондом "Сколково" о том, что будем разрабатывать совместно системы оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями с учетом российских условий эксплуатации и требований местного законодательства. Это так называемые "умные" сети, но спроектированные специально для российского рынка.
Вторая площадка в Татарстане, в Иннополисе под Казанью, где мы разворачиваем центр НИОКР, который займется созданием датчиков, расходомеров для нефтегазовой отрасли. Кроме того, мы занимаемся программным обеспечением, например для АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом. — Ред.), а также исследованиями в области кибербезопасности промышленных объектов совместно с "Лабораторией Касперского", которая также присутствует в Иннополисе.
О том, насколько перспективна работа по цифровизации в России, можно судить по такому факту. У Schneider Electric есть собственный глобальный венчурный фонд Aster Capital, который до сих пор работал только в США, Франции и Китае. Осенью 2017 года он начал деятельность и в России. В глобальном масштабе фонд управляет инвестициями размером 500 млн евро на покупку или участие в капитале малых инновационных компаний и перспективных технологий. Теперь у российских стартапов есть возможность предложить нам свои идеи и выйти на международный рынок.

Как оцениваете потенциал России в этом смысле?

— Я не только представляю Schneider Electric, но я также председатель Российско-Бельгийского бизнес-клуба и первый вице-президент Бельгийско-Люксембургской торгово-промышленной палаты в России. Когда я анализирую российскую экономику, я вижу, что государство очень ориентировано на крупные компании — такие как "Газпром", "Роснефть" и другие. Но гораздо меньше внимания уделяется небольшим и средним предприятиям. Как вы знаете, например, сила экономики Германии — это не только Siemens, но и множество средних и мелких компаний, которые очень динамично развиваются. Там обычно работают не более тысячи сотрудников.
В России такие компании испытывают трудности. Например, им гораздо сложнее получить финансирование, доступ к государственным закупкам, им непросто работать на экспорт.
Кстати, исключением в этом смысле являются IT-компании, которые разрабатывают ПО и приложения, и продукция культурного значения. Например "Яндекс": в Турции люди пользуются картами "Яндекса", а не Google. "Лаборатория Касперского" — тоже конкурентоспособная на внешнем рынке компания. Большой популярностью за рубежом пользуются российские мультики: "Маша и Медведь", "Фиксики", "Смешарики" — это все тоже интеллектуальная продукция, в этом смысле у России большой потенциал.
Почему они успешны? Во-первых, чтобы заниматься такого рода бизнесом, не нужны большие капиталовложения. Для начало достаточно "гаража" с отоплением и умными инженерами. Во-вторых, Россия очень сильна своими мозгами, российские инженеры и математики очень ценятся во всем мире.
Хорошо, что российское правительство это понимает и поддерживает цифровизацию.

Являются ли небольшие предприятия вашей целевой аудиторией?

— Мы не нацеливаемся специально на гигантов. Просто, как правило, у них больше возможностей по внедрению новейших технологий. В любой экономике есть пионеры, которые стремятся их внедрить первыми. Есть те, кто сначала присматривается: будет это работать или нет? И, наконец, есть те, кто всегда отстает.
Мы заключили контракт с "Ашаном", у которого 250 магазинов по всей стране. Благодаря предложенному нами решению они смогут снизить расходы на энергоснабжение на 20% в год.
Но вот в Новокузнецке у нас есть проект куда менее масштабный, но очень красивый. Это проект "умного" медицинского центра Grand Medica, для которого мы разработали систему управления инженерией на базе нашего инновационного решения EcoStruxure.

Интересует ли вас сфера коммунального хозяйства?

— Конечно. Прежде всего это проекты из категории "умный" город. Но это очень глобальная тема — это как меню в ресторане: вам нужно выбрать, на чем сосредоточиться. У каждого города свои проблемы, которые стоят наиболее остро. Для одних это водоснабжение, для других — отопление, для третьих — организация дорожного движения или безопасность. Кстати, для Петербурга в 2018 году будут очень актуальными темы безопасности и дорожного движения, так как здесь пройдут матчи чемпионата мира по футболу.
Недавно у меня была встреча на эту тему в правительстве Петербурга, и сейчас мы определяемся, какое блюдо из перечисленного меню мы будем готовить вместе. Аналогичную работу мы ведем и в других городах — например в Саратове. А также за пределами России — Казахстан сейчас очень большое внимание уделяет развитию технологий.
Тема управления городскими системами очень актуальна во всех странах. По оценке ООН, до 2050 года по всему миру в мегаполисы из небольших городов и сельских территорий переселятся почти 2,5 млрд человек. Это еще больше усложнит жизнь крупных городов, которым потребуется повышать качество жизни. Поэтому спрос на разработки в этой области будет расти.

В 2016 году вы подписали соглашение с правительством Ленинградской области о строительстве второй очереди завода "ЭлектроМоноблок" в поселке Коммунар. На каком этапе сейчас этот проект?

— Мы планировали построить новое здание на территории, прилегающей к нашему действующему заводу. Сейчас мы пока заморозили новую стройку, а на существующей площадке развернули новые линии — производство релейной защиты, контроллеров для автоматизации промышленности. В 2018 году начинаем выпускать выключатели нового поколения, которые по желанию заказчика будут подключаться к Интернету и управляться со смартфона.

Почему решили пока не строить новое здание?

— Во-первых, из-за замедления российской экономики. Во-вторых, мы проанализировали, как используются площади нашего завода "Электрощит" в Самаре — это огромное предприятие, целый город. В моей родной стране, Бельгии, таких производств нет. Мы поняли, что на заводе очень много не задействованных для производства помещений. Поэтому решили, что не стоит пока строить новые площади, а лучше использовать те, что уже есть.
В Петербурге мы будем делать ставку на те продукты, в которых задействованы новейшие разработки, так как в этом городе очень много высококвалифицированных инженеров.

У вас очень много продуктов для обычного потребителя. В России растет спрос на розетки, подключенные к радио, на выключатели, соединенные с Интернетом?

— Растет! Более чем двузначными цифрами! Подобная продукция вообще очень популярна в мире. И мы намерены увеличить экспорт этой продукции, которую выпускает наш завод "Потенциал" в Козьмодемьянске. Сейчас все наши российские заводы в основном работают на внутренний рынок, он потребляет 80%. Еще 15% идет в страны СНГ и только 5% — в дальнее зарубежье. Мы планируем изменить это соотношение: 65% продукции продавать в России, а остальное в равных долях экспортировать в СНГ и дальнее зарубежье.
У нас есть аналогичный завод в Болгарии, но российское производство получило дополнительное преимущество с точки зрения работы на экспорт — благодаря падению рубля в 2014 году.

Высокотехнологичные предприятия часто говорят, что, несмотря на курс России на импортозамещение, они по-прежнему очень зависят от импортных комплектующих.

— Все зависит от того, о каком продукте идет речь. Например, на нашем заводе в Козьмодемьянске уровень локализации — около 85%. Завод в Самаре использует 60-65% российских комплектующих, по ряду продуктов — почти 100%. А вот питерский "ЭлектроМоноблок", где внедряются новейшие технологии, где много микроэлектроники, по уровню локализации им уступает. Здесь по разному типу продукции от 25% до 50%.
Мы обсуждали с Минпромторгом планы локализовать производство выключателей нового поколения в России. В том числе говорили о возможности подписания специального инвестиционного контракта, чтобы до 2020 года доля импортных комплектующих сократилась до 10%. Мы очень ценим такого рода диалог и благодарны Министерству за открытость. Но после анализа уровня локализации аналогичного нашего предприятия во французском Гренобле наши эксперты пришли к выводу, что 90%-ная локализация по этому типу оборудования недостижима ни в одной стране. На материнском заводе уровень локализации лишь 27%. Остальные компоненты поставляются из Азии и других стран Европы. Мир стал глобальным, и невозможно производить все полностью в одной стране.
Когда мы принимаем решение о локализации, мы руководствуемся тремя базовыми принципами: первое — новое производство должно быть технологичным и производить современную продукцию, второе — стоимость продукта не должна вырасти по сравнению с заводами в других странах, поэтому важен достаточный спрос на рынке, третье — мы никогда не идем на компромисс по качеству продукции.
Конечно, мы все время ищем российских партнеров, готовых поставлять нам комплектующие, которые подойдут нам по цене и качеству.

Это удается сделать?

— Да, есть положительный опыт в этом смысле. Например, раньше мы импортировали из Китая металл для нашего завода в Самаре, а теперь мы стали использовать металл Уральской горно-металлургической компании (УГМК). И так довольны качеством, что УГМК стала поставщиком также и для заводов во Франции. Есть и другие российские предприятия, которые хотели бы стать нашими поставщиками. Они готовы для этого инвестировать в повышение качества своей продукции.
Импортозамещение — правильный подход для России, нужно стимулировать местные предприятия, чтобы они развивались. У России сейчас уникальный шанс: впервые за долгое время страна получила возможность избавиться от зависимости от нефти и газа и сразу прыгнуть в цифровую экономику будущего.
Технологии развиваются небывалыми темпами, и они меняют нашу жизнь гораздо быстрее, чем кажется, — роботизация, искусственный интеллект, Интернет вещей. Это уже термины сегодняшнего дня. Благодаря инновациям и развитию Интернета и других сетей в завтрашней экономике не будет иметь значения, где физически произведен тот или иной товар. Но будет важно, где товар придуман, разработан. У России есть все шансы занять одно из заметных мест в разработках новых технологий.
СПРАВКИ

Йохан Вандерплаетсе

Родился в 1968 году в городе Тилт (Бельгия).
Закончил с отличием юридический факультет Гентского университета и факультет европейского права Европейского колледжа в Брюгге, изучал русский язык в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина в Москве. Также владеет голландским, английским, немецким и французским языками.
Начал карьеру в компании Alcatel, пройдя путь от юриста до руководителя компании в России, СНГ, Центральной и Южной Европе. Несколько лет также работал в инвестиционном фонде Европейского банка реконструкции и развития в Казахстане.
Возглавил Schneider Electric в России и СНГ летом 2016 года. До этого Йохан Вандерплаетсе работал в компании Emerson Process Management в должности вице-президента по региону Восточная Европа. Под руководством Йохана компания Emerson Process Management открыла новый завод в Челябинске по выпуску оборудования для автоматизации технологических процессов промышленных предприятий.
Президент российско-бельгийского бизнес-клуба, вице-президент бельгийско-люксембургской торговой палаты в России, офицер ордена Короны Бельгии.

Schneider Electric

Один из крупнейших мировых производителей электрооборудования. Более чем в 100 странах мира работают 160 тыс. сотрудников компании, ее оборот в 2016 году составил около 25 млрд евро.
В России компания имеет представительства в 35 городах, численность персонала — около 12 тыс. сотрудников. Россия для Schneider Electric — четвертый рынок в мире, который дает компании примерно 5% оборота. В России Schneider Electric принадлежит шесть заводов: "ЭлектроМоноблок" (Ленинградская область), "Потенциал" (Козьмодемьянск), ЗАО "ГК "Электрощит" — ТМ Самара" (Самара), "Шнейдер Электрик Урал" (Екатеринбург; закрыт в 2017 году), НТЦ "Механотроника" (Петербург), "Русский трансформатор" (Самара).