15:4205 января 201815:42
259просмотров
15:4205 января 2018
Нельзя сказать, что уходящий год как-то потряс консалтинговый рынок. Но определенное давление на изменение структуры спроса налицо — предприниматели стали требовать несколько иные продукты, чем были популярны до того.
Среди основных факторов, задающих спрос: повышение общей неопределенности (как минимум в ожиданиях), стагнация бизнеса в большом количестве отраслей и ужесточение фискально-налоговой сферы. Отсюда и реакция бизнеса в части запросов на консультации.
Первый фактор связан прежде всего с выборами президента, санкциями, ожиданиями по обвалу рубля и низких цен на нефть. Здесь бизнес не формирует спрос на какие-то технологичные продукты, а общение с консультантами, скорее, сводится к некоторому коучингу, личному общению, вопросам "что будет и как жить дальше?". Каждый консультант тут отвечает в меру своего разумения и жизненной позиции.
В части второго фактора можно сказать, что 2017-й был годом стагнации и ее осознания. Годы роста и оптимизма, им вызванного, прошли, но и катастрофическое падение — не случилось. Большое число компаний, просто крепко стоящих на ногах, почувствовали, что уперлись в какую-то невидимую стену. Особенно это видно на фоне суперактивного движения в других странах в области цифровой экономики. Раньше драйв в бизнесе был в России, а теперь он — там, а не здесь. Это наших предпринимателей печалит и беспокоит.
Если в позитивные годы был высок спрос на CRM (как продавать и продавать больше), бюджетирование (как подсчитать барыши, а также не дать украсть заработанное), бизнес-процессы (как красиво организовать и упаковать выросшую компанию), то сейчас люди снова вернулись к стратегии. Что-то надо менять. Нельзя уже в следующем году, да и вообще, действовать по накатанной, как раньше. Пересматриваются дорожные карты развития бизнеса (у кого они были, конечно), идет поиск новых рыночных решений и новых KPI по контролю за реализацией стратегии.
И, конечно же, государство своей фискальной политикой льет воду на мельницу консультантов. Ужесточается контроль над уплатой НДС, потихоньку добавляются новые или реанимируются старые налоги, блокируются и закрываются счета в банках, под подозрением ходит каждый второй ИП-шник. Налоги как тема всегда были популярны, но теперь вопрос "как не платить государству лишнего?" трансформировался в вопрос "как не сесть вообще?".
С одной стороны, такое давление событие печальное. С другой же — оно вызвало новую волну креатива в налоговой сфере. Старые затертые модели (типа "агентской схемы", офшоров или аутсорсинга функций штатных сотрудников) меняются на более продвинутые: простые товарищества, инвестиционные договоры, бонусирование и так далее. Не исключено, что в 2018-м сообщество экспертов придумает что-то еще, пока неизвестное.
В целом, мы готовы. Бизнес меняет потребности, консультанты корректируют свой ассортимент. Остается пожелать друг другу больше позитивных, развивающих, а не защищающих и блокирующих продуктов в портфеле!