Санируемый МФК-банком банк "Таврический" ищет покупателя на пеллетный завод Александра Сабадаша "Выборгская лесопромышленная корпорация", задолжавший ему более 10 млрд рублей. Пока идут поиски, его юристы эффективно затягивают процедуру банкротства завода. Но карты санатору путает ВТБ, которому структуры Сабадаша тоже задолжали почти 2 млрд рублей.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд СЗФО удовлетворил апелляционные жалобы банков "ВТБ" и VTB France и отменил определение Арбитражного суда СПб и Ленобласти о введении процедуры внешнего управления в ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация". Эту процедуру суд ввел в июле 2017 года по результатам собрания реестровых кредиторов предприятия, которым оно задолжало почти 15 млрд рублей. До этого в 2016 году суд ввел в ВЛК процедуру финансового оздоровления, но это решение также было отменено по жалобе банка "ВТБ".
Таким образом, ВЛК снова — к началу третьего года своего банкротства — вернулась в стадию наблюдения, и контроль над процедурой, казалось бы прочно удерживаемый структурами банка "Таврический", снова поставлен под сомнение.
Окружили
ВЛК, по данным ЕГРЮЛ, на 100% принадлежит офшору Vyborg Ltd, который связывают с отбывающим наказание за мошенничество бывшим миллиардером и экс-сенатором Александром Сабадашем. Компания обанкротилась в феврале 2016 года. В реестр включены требования 11 кредиторов на общую сумму 14,9 млрд рублей. Крупнейшее требование на сегодня — АО "Выборгская целлюлоза", принадлежащего тому же офшору Vyborg Ltd, на сумму 7,3 млрд рублей. Еще 1,7 млрд рублей, обеспеченные залогом имущества, требует банк "Таврический", ВТБ и VTB France вместе требуют около 1,9 млрд рублей. Требование на 720 млн рублей предъявило ООО "ТД Выборгская целлюлоза", на 945 млн рублей — ООО "Росхимнефть консалт", на 1,1 млрд рублей — ООО "Фьорд-консалтинг" и на 264 млн рублей — ООО "Фьорд". В миноритариях банк "Санкт-Петербург" (198 млн рублей), администрация города Выборга (60 млн) и ФНС России (8 млн).
Временным управляющим с подачи "Выборгской целлюлозы" был назначен Павел Тимофеев. Он же назначался управляющим на процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Теперь он снова исполняет обязанности временного управляющего. Сегодня он не пожелал общаться с журналистом "ДП".
Примечательно, что, судя по опубликованным на сайте ЕФРСБ отчетам Павла Тимофеева и протоколам общих собраний кредиторов ВЛК, почти всех кредиторов, которые могут быть связаны с Александром Сабадашем, сегодня представляют юристы банка "Таврический". Кроме того, банк, санируемый МФК-банком, предъявил к ВЛК дополнительные требования на общую сумму более 9,5 млрд рублей, которые, по его утверждениям, также обеспечены залогом активов предприятия. Рассмотрение этого требования и его залогового статуса выделено в отдельное производство суда.
Как объяснил "ДП" предправления "Таврического" Илья Злуницын, банку удалось взять под контроль структуры Сабадаша в ходе их банкротств и таким образом "окружить" ВЛК своими требованиями. "Да, в реестре есть аффилированные с Сабадашем компании "Фьорд" и "Фьорд-Консалтинг", они включены в реестр на основании договоров займа, — рассказал он "ДП". — Указанные компании в свое время получили от банка "Таврический" кредиты и впоследствии перечислили денежные средства в ВЛК. После введения процедуры банкротства в отношении ООО "Фьорд" банк включен в реестр требований кредиторов на основании кредитного договора, также по выпискам видно, что деньги незамедлительно ушли из компании в адрес ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация". Банк действует в банкротстве, исходя из главной задачи — максимального удовлетворения своих требований".
По словам Ильи Злуницына, банк "Таврический" банкротит следующие компании, "связанные с группой Сабадаша": ООО "Космос", ООО "Милан", ООО "Факел", ООО "Фьорд", ООО "Всеволожская стекольная компания", ООО "Ливиз", ООО "Планета", ООО НПО "Росхимнефть", ООО "ВЦ Шиппинг", ООО "Спецстроймонтаж", ООО "ЭС-Контрактстрой", ООО "Стройгрупппроект".
Достойный противник
Таким образом, "Таврический" — напрямую и через обанкроченные структуры Сабадаша — получил контроль над требованиями к ВЛК на общую сумму почти 12,2 млрд рублей. Благодаря этому на собраниях кредиторов его предложения получали тотальное большинство голосов кредиторов — почти 84%. Против голосовали только ВТБ и налоговая. С такими пропорциями в голосах собрания кредиторов приняли в 2016 году решение о введении процедуры финансового оздоровления должника со сроком погашения долгов до сентября 2018 года, приняв отчет временного управляющего Павла Тимофеева, в котором тот уверял, что объемы производства имеют тенденции к росту и ВЛК сможет расплатиться по долгам. Суд ввел требуемую процедуру, снова назначив Тимофеева управляющим, и апелляционная инстанция подтвердила это решение. Однако в кассационной инстанции ВТБ удалось его оспорить и вернуть на новое рассмотрение: банк подверг сомнению реалистичность плана финансового оздоровления, и суд с ним согласился.
Тогда в августе 2017 года кредиторы снова собрались и проголосовали — на этот раз за введение процедуры внешнего управления. Внешним управляющим снова назначили Павла Тимофеева, который представил им новый план восстановления платежеспособности должника. Но и на этот раз ВТБ оспорил решение и в декабре 2017 года снова добился успеха: на этот раз суд отменил определение о введении внешнего управления и принял новый судебный акт — "в ходатайстве отказать".
Почти одновременно с этим банку удалось добиться признания незаконными действий управляющего Павла Тимофеева. Правда, в отстранении его от дела суд отказал, но опасный прецедент создан. Кроме того, юристам ВТБ удалось снизить и размеры требований, подконтрольных "Таврическому": в течение 2017 года вышестоящие суды отменили определения о включении в реестр требований ТД "Выборгская целлюлоза" на 461 млн рублей, "Росхимнефть консалт" на 806 млн рублей и "Фьорд консалтинг" на 612 млн рублей. А теперь оспаривают законность требования главного кредитора, АО "Выборгская целлюлоза", на 7,3 млрд рублей.
"ВТБ не располагает сведениями о наличии каких-либо соглашений или договоренностей между банком "Таврический" и Александром Сабадашем, — прокомментировали дело в пресс-службе банка "ВТБ". — Третьими лицами, о привлечении которых ВТБ ходатайствовал в данном споре по заявлению банка "Таврический", являются компании, которые кредитовались в банке "Таврический" под залог имущества Выборгской лесопромышленной корпорации. На текущий момент ВТБ оспаривает в суде требования ОАО "Выборгская целлюлоза" в размере 7,3 млрд рублей, которые были включены в реестр требований кредиторов ранее. Группа "ВТБ" будет добиваться полного возврата денежных средств должника всеми доступными способами в рамках законодательства".
По словам экспертов рынка банкротств, процедуры финансового оздоровления и внешнего управления нередко используются контролирующими кредиторами для того, чтобы получать контроль над финансовыми потоками предприятия-банкрота. "Это иногда позволяет вывести проект на самофинансирование или просто потянуть время — например, для спокойного поиска инвестора, которому можно продать активы", — рассуждает партнер CLC Марина Горлачева.