Самая прибыльная хакерская атака в истории, попытка организовать контроль над криптовалютами на глобальном уровне и соревнование между американскими штатами, кто же быстрее примет законы, стимулирующие блокчейн, – события в криптомире развиваются с огромной скоростью, постепенно диктуя социальные изменения и заставляя нервничать бюрократические структуры.
"Деловой Петербург" продолжает публикацию ревю самых значимых тенденций, сделок и курсов из мира
криптовалют и других проектов, реализованных на базе блокчейн, за рубежом — теме, которой в России,
несмотря на растущий интерес, пока что уделяется очень мало внимания (другие выпуски криптодайджеста читайте здесь).
После грандиозного подъема до $20 тыс. в декабре и столь же впечатляющего спуска после биткоин застыл в диапазоне $10–12 тыс. На прошлой неделе разница между самой низкой и высокой ставками продолжила уменьшаться. Вроде бы напрашивается вывод, что главная криптомонета нащупала свой устойчивый уровень, на котором закрепится теперь надолго. Что, в свою очередь, должно способствовать тому, что биткоин постепенно начнет использоваться как платежное средство, чему сейчас мешает волатильность: как можно оплачивать покупки битком, если завтра он может резко вырасти? Однако аналитики уверены, что уменьшение спредов говорит об обратном: биткоин либо взлетит, например, до $14 тыс., либо может упасть в район $5 тыс. Одним словом, мы видим затишье перед бурей, причем, как показывает графика технического анализа, более вероятен второй, негативный, сценарий.
Помимо чисто технических факторов, на курс влияют и фундаментальные, и пока сложно сказать, какие из них более весомы. Надо принимать во внимание и те и другие, и, что касается "фундамента", из событий прошлой недели есть много чего вспомнить.
Who is Mr. Bitcoin?
На экономическом форуме в Давосе на панельной дискуссии – подобной той, на которой в свое время прозвучал знаменитый вопрос Who is Mr. Putin? – обсуждали цифровые деньги. Теперь ведущие финансисты мира пытались прояснить для себя, кто же такой "господин Биткоин", а также его "коллеги". И самое главное – что с ними делать?
Нобелевский лауреат Роберт Шиллер сказал, что он восхищен криптовалютами, но добавил, что технологии, на которой они основаны, лучше бы найти какое-то другое, более полезное применение. Заместитель управляющего Центробанка Швеции Сесилия Скинсли назвала их "грязными деньгами", добавив, что их следует рассматривать как актив, имущество, а не как платежное средство.
Директор Международного валютного фонда Кристин Лагард призвала к тому, чтобы регулировать оборот криптоактивов на глобальном уровне, а не на государственном, как это происходит сейчас. Ее беспокоит, в частности, то, что анонимность сделок с цифровыми деньгами позволяет перемещать капиталы без должного учета, заниматься отмыванием доходов и вообще финансировать преступную деятельность.
Напомним, как мы писали в прошлой колонке, ровно тот же взгляд на вещи изложил и министр финансов США Стивен Мнучин, который также присутствовал на дискуссии в Давосе, где повторил свои опасения на тему того, что биткоин используется для нелегальных операций. Ровно те же тезисы прозвучали от премьер-министра Великобритании Терезы Мэй и президента Франции Эммануэля Макрона.
Итак, на уровне высших бюрократов мы увидели консенсус, который можно сформулировать так: "С криптовалютами надо что-то делать глобально". Что именно? Об этом мы, скорее всего, узнаем по итогам мартовской встречи G20 в Аргентине.
Пользователи сети Twitter – бизнесмены, инвесторы и журналисты – между тем высмеяли давосских заседателей. Макс Кейзер, ведущий телеканала RT, едко прошелся по выступающим: "Эти напуганные биткоином господа могли бы предотвратить [крипто]революцию еще 5 лет назад. Но сейчас уже поздно. Идите домой парни, ваше время закончилось". Известный американский инвестор Билл Гросс посмотрел в корень явления: "Появление и популярность биткоина, к лучшему или худшему, отражает следующий процесс: люди перестают доверять социальным институтам, основанным государством, и начинают доверять системам, созданным программистами".
Китай: скоро будут посадки?
Перейдем от теории к практике, то есть спустимся с глобального уровня, на котором пока что лишь идут дискуссии, на государственный, где новые подходы к регулированию уже воплощаются в жизнь. Как мы уже писали, китайские власти запретили в сентябре 2017 года проведение на территории страны ICO и работу криптовалютных бирж. Одним из главных вопросов, оставшихся тогда, было то, как же власти собираются контролировать частных трейдеров, которые могут торговать криптовалютой на зарубежных площадках. И собираются ли они это делать вообще?
Понятное дело, что закрытие бирж саму торговлю не остановило. О том, как это происходит, подробно рассказывают различные издания. Владельцы цифровых денег спокойно торгуют друг с другом через WhatsApp или Telegram, обмениваются деньгами через AliPay и другие системы, а легкая оппозиционность и самостийность Гонконга позволяет им держать там счета и не бояться бюрократов с континента.
Однако китайские государственные деятели настойчивы. Они по-конфуциански никуда не спешат, понимая, что шаг за шагом, постепенно отвоюют все нужное им пространство. На прошлой неделе был совершен очередной регуляторный "выстрел": самоуправляемая организация "Национальная финансовая интернет-ассоциация", созданная в 2015 году при активном участии Народного банка Китая, выпустила коммюнике с предостережением по поводу торговли криптовалютами на иностранных биржах, а также с помощью мессенджеров. Кроме того, упомянуты и ICO, в которых гражданам не рекомендуется принимать участие ни в какой форме и ни в какой стране.
Заявление ассоциации – мягкий намек. Но очевидно, что последуют и более жесткие действия, скорее всего, показательно-пропагандистского характера. Бороться с диссидентами в Китае умеют.
Дорогу блокчейну!
Отметим, что все критики биткоина и его собратьев подчеркивали важность и перспективность технологии, на которой он построен, то есть блокчейна. Правительства разных стран создают специальные лаборатории и научные площадки для ее отработки и обмена опытом, Европейская комиссия выделяет гранты на проекты, которые реализуются на базе распределенного реестра, а корпорации типа Microsoft, IBM, Oracle начинают активно применять блокчейн в своей работе.
В том же, что касается законодательства, пальму первенства, наверное, захватят американские штаты. Не Соединенные Штаты Америки как страна, а отдельные "провинции", каждая из которых, как известно, обладает высокой степенью самостоятельности в плане законодательства.
Слушания в штате Теннесси показали, что внесенный в местный законодательный орган законопроект о признании легальной информации, хранящейся в блокчейне, имеет все шансы на то, чтобы быть одобренным уже в феврале. Суть в том, что выписка из распределенного реестра после принятия проекта будет обладать всеми теми "правами", которые дает подпись и печать нотариуса. То же самое относится и к заключенному через блокчейн-платформу смарт-контракту, а все электронные подписи, сопровождающие этот процесс, также признаются действительными.
Аналогичные проекты на разной стадии обсуждаются также в штатах Флорида и Небраска.
Штат Вайоминг пошел еще дальше. Законодатели обсуждают документ, который предоставит целый ряд льгот разработчикам блокчейн-технологий и компаниям, планирующим выпускать собственные токены для работы тех или иных своих сервисов. Конечная цель заключается в том, чтобы привлечь в штат как можно больше делевоперов и IT-компаний и, по всей видимости, создать здесь некий аналог Кремниевой долины в Калифорнии.
Ограбление по-криптографически
Японскую криптобиржу Coincheck навестили хакеры. Найдя уязвимость в кошельке пользователя, который был плохо защищен, они проникли на площадку и похитили токены NEM на общую сумму $534 млн. Это крупнейшее ограбление в истории, совершенное с помощью информационных технологий.
Скандал, весьма болезненный для криптосообщества. Во-первых, в 2014 году японская же биржа Mt. Gox также подверглась нападению хакеров, после чего обанкротилась, оставив многих пользователей, в том числе Дмитрия Бутерина, отца основателя платформы Ethereum Виталика Бутерина, без вложенных средств. Во-вторых, возникают вопросы к адептам блокчейна и крипты: если вы упираете на надежность операций благодаря криптографии, то как же тогда получается, что у вас самих не выходит нормально выстроить систему защиты? В-третьих, вся ситуация дает еще один козырь регуляторам, настаивающим на законодательном оформлении криптобизнеса.
Впрочем, на сей раз, похоже, все отделаются испугом, хоть и дорогостоящим. Биржа уже заявила, что вернет клиентам украденные хакерами деньги – за счет своих средств. Для нас главное – отметить: если у японской биржи имеется полмиллиарда долларов на ликвидацию пожара, значит, в крипте деньги водятся. Для Кристин Лагард есть что порегулировать и о чем побеспокоиться.