Депутаты все–таки примут закон о запрете торговли алкоголем в жилых домах, но по требованию бизнеса согласны его смягчить ко второму чтению.
Власти Петербурга обсудили с предпринимателями законопроект о запрете продажи алкоголя в жилых домах. В ответ на бурный протест бизнеса депутаты признали, что инициатива о запрете была слишком радикальна.
Второе обсуждение
Общественники представили власти заключение по проекту закона, запрещающего продажу алкоголя в многоквартирных домах. Сейчас запрет предлагают распространить на магазины, вход в которые на одной стороне со входами в парадные. Проект о запрете внесли в ЗС еще в сентябре, а к декабрю он появился на сайте ЗС Петербурга с пометкой "проходит первое чтение". Депутаты тогда уверяли, что публичное обсуждение (оценка регулирующего воздействия) состоялось, бизнес — что его не было и проект "провели незаметно". В итоге предприниматели добились публичного круглого стола с депутатами.
Елена Азаренок, менеджер по работе с органами власти ООО "ПК "Балтика", рассказала, что при условии закрытия точек, которые реализуют пиво компании, бюджет города может лишиться до 60 млн рублей от акцизных марок. В начале декабря, когда власти представили первую версию закона с полным запретом на торговлю алкоголем в жилых домах, компания оценивала потери бюджета в 126 млн рублей. Продукция "Балтики" продается более чем в 1 тыс. городских магазинов в многоквартирных домах. Представительница сети "Ароматный мир" Анна Шувалова добавляет, что бюджет города может лишиться около 12 млн рублей налогов, которые ежемесячно платит сеть "Ароматный мир". "Законопроект был подготовлен таким образом, чтобы привлечь внимание к проблеме, — заявил в ответ председатель комитета по законодательству ЗС Денис Четырбок. — Алкоголь стал одним из самых доступных товаров в городе, он составляет около 85% продукции всех магазинов шаговой доступности". При этом, по словам депутата, власть рассматривает варианты смягчения запрета. Например, может быть установлено предельно допустимое расстояние от входа в парадные до магазина или сокращено время продажи алкоголя определенной крепости.
В интересах жителей
Глава КРППР Эльгиз Качаев отмечает, что закон в первую очередь учитывает интересы жителей, а не предпринимателей. "Считать потери малого бизнеса хорошо, но в этой ситуации недостаточно", — заявляет он.
Депутаты и чиновники отмечают, что цель закона — сократить число правонарушений, совершенных во дворах. Предприниматели же уверены, что ограничения розницы этому не помогут: по словам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, цель покупателя спиртного обычно не в том, чтобы купить конкретный напиток в определенном магазине, а в том, чтобы достичь нужной степени опьянения. В итоге повысится выручка магазинов, которые находятся неподалеку от жилых домов, но не в них самих. А пострадают не только малые компании, но и сетевые ретейлеры. По данным ЦИФРРА, в супермаркетах формата у дома алкоголь составляет до 40% выручки. Но в ассортименте таких магазинов спиртное занимает небольшую долю, максимальные оценки — около 15%.
В это же время в ЗС рассматривают инициативу СПб ТТП, которая предлагает на час продлить разрешенное время продажи алкоголя. Федеральный закон запрещает продажу спиртного после 23 часов, в Петербурге запрет начинается на час раньше.