Петербургские бизнесмены сирийского происхождения Яхия Аудах и Даниэль Акошали купили летом 2017 года на конкурсных торгах АЗС "Фаэтон" на Липовой Аллее, 12. Однако столкнулись со столь мощным противодействием, что до сих пор не могут вступить во владение покупкой.
Бизнесмены Яхия Аудах и Даниэль Акошали, выходцы из Сирии, получили российское гражданство после учебы в Политехе в конце 1990-х. Сегодня они владеют сетью заведений общепита (15 разноформатных кафе, столовых и ресторанчиков) и тремя трехзвездочными гостиницами на Невском проспекте (общий номерной фонд 110 номеров) с общим годовым оборотом около 100 млн рублей. Прошлым летом они воспользовались оказией и попытались выйти на новый для себя рынок — топливный. В июле 2017 года они подали заявки на участие в двух открытых аукционах по продаже АЗС топливной сети "Фаэтон": на Коломяжском проспекте, 31, и на Липовой Аллее, 12. К первым торгам, проходившим в рамках дела о банкротстве ООО "Пилигрим II", их не допустили (они успешно оспорили недопуск, но не смогли оспорить сами торги), а на вторые они попали и выиграли их: контролируемое ими ООО "Пенинсула" купило за 20 млн рублей участок на Липовой Аллее площадью 2,6 тыс. м2 с расположенными на нем зданиями и сооружениями АЗС. Лот был заложен банку ВТБ.
Как сейчас говорит Яхия Аудах, еще до торгов он обзвонил несколько топливных компаний ("Газпром-Нефть", "ЛУКойл" и др.) и убедился в их заинтересованности арендовать заправку, если ему удастся очистить ее от прав "Фаэтона": "Я так и рассчитывал: либо сдам ее в аренду, либо снесу и построю на ее месте торговый комплекс, благо, метро там недалеко". Однако вступить во владение покупкой оказалось не так просто: если верить Яхии Аудаху, юристы основателя "Фаэтона" Сергея Снопка построили столь крепкую правовую защиту интересов своего шефа, что даже через 7 месяцев после аукциона АЗС продолжают удерживать дружественные ему структуры. И даже право собственности на купленный лот зарегистрировать покупателю пока не удалось: документы, поданные в МФЦ, приостановлены Росреестром в связи с обременениями.
Сергей Снопок пока не отвечает на звонки. Но источник, близкий к холдингу "Фаэтон", прокомментировал конфликт так: "Эти люди думали, что покупают беспроблемный актив, а оказалось, что актив проблемный. Такое бывает, особенно с теми, кто пытается купить наши заправки".
Какие проблемы
По версии Яхии Аудаха, сразу после аукциона в компанию "Пенинсула" позвонила женщина, представившаяся представителем компании-банкрота ("Фаэтон-инвест") , которая стала уговаривать его уступить лот. "Она уверяла, что лот проблемный, но мы отказали, — продолжает рассказывать бизнесмен. — Позже нам позвонил представитель конкурсного управляющего, который сказал, что отправил договор купли-продажи по почте. В ожидании договора нам звонила еще несколько раз та же самая женщина с предложениями отдать этот лот. Разговор был такого же характера: лот нам не нужен, у нас возникнут проблемы, неприятности и так далее". Получив, подписав и оплатив договор, бизнесмены в конце августа 2017 года подали его на регистрацию в Росреестр. Однако в середине сентября из Росреестра им пришел отказ в регистрации: оказалось, что на купленный ими земельный участок Приморским районным судом наложен запрет на регистрационные действия.
Оказалось, что некий ИП Владимир Пономарев оспорил торги в ФАС, а также подал в районный суд иск о признании своего права собственности на проданный участок. В обоснование он указал, что еще до банкротства ООО "Фаэтон-инвест" он заключил с компанией договор купли-продажи АЗС, по которому полностью оплатил сумму сделки и получил по акту приема-передачи покупку в собственность. Однако зарегистрировать свое право он не успел, так как компания обанкротилась. Поэтому он просил обязать Росреестр оформить его право по суду. В обеспечение этого иска суд и наложил запрет. Одновременно с ИП Пономаревым в Приморский райсуд обратился ИП Елизаров. Он заявил, что уже много лет владеет одним помещением в спорной АЗС, поэтому имеет преимущественное право выкупа всего актива. На этом основании он потребовал признать торги недействительными.
"Через неделю нам позвонил новый человек. Он представился Андреем и заявил, что якобы занимает в "Фаэтоне" более высокий пост, нежели те, кто звонил раньше. Он попросил встречу, которая состоялась в Невском центре на Восстания, 2, в конце сентября. На встрече он сообщил, что не собирается уступать нам участок, и, если мы не согласимся на условия "Фаэтона", то у нас могут возникнуть проблемы. Андрей дал время подумать и попросил ответ. Через неделю он отправил предложение о перепродаже этого участка и попросил дать письменный ответ. Ответ он получил устный от Даниэля, что никто не собирается продавать этот участок", — продолжает рассказ Яхия Аудах.
"Я на принцип пошел!"
По его версии, в октябре ему позвонил новый человек, тоже представившийся Андреем, который заявил, что готовил лот под себя. "Потом через посредника мне передали, что, если я не отдам заправку, у меня начнутся проблемы с моим основным бизнесом, а могут даже начаться проблемы со здоровьем у меня и моих родных. Мне могут подкинуть наркотики или аннулировать гражданство и депортировать в Сирию, — излагает бизнесмен свою версию. — И у меня действительно начались проблемы. В мои заведения зачастили разные госорганы с проверками, по жалобам, поступающим от одних и тех же граждан. Меня на Литейный вызывали на беседу, и говорили мне, что в последнее время с учетом сложной международной обстановки и террористической угрозы нужно быть особенно бдительными. И российское гражданство, возможно, выдано мне было по ошибке. Но я для себя решил: я лучше все свои прочие бизнесы продам, а эту заправку за собой оставлю. Я на принцип пошел!" В итоге, по его словам, все суды он выиграл, и сейчас якобы обременение на участок в Росреестре снято, так что в ближайшее время право собственности будет зарегистрировано за "Пенинсулой".
Можно верить этой версии или нет — решать читателю. По данным СПАРК, все проверки, проведенные в структурах, принадлежащих Яхии Аудаху, датированы 2016-17 годами, в период после аукциона было лишь две проверки от Роспотребнадзора. Зато в Приморском районном суде действительно зарегистрированы два иска к "Фаэтон инвесту" и "Пенинсуле" от Елизарова и Пономарева. По обоим искам суд отказал: по данным его решений, в заседаниях конкурсный управляющий "Фаэтон инвеста" заявил, что все права на имущество должника исследовались арбитражным судом в деле о банкротстве, и принесенные двумя ИП договоры там не предъявлялись. В декабре 2017 года, по данным ГАС "Правосудие", Приморский районный суд прекратил производство по обоим искам в связи с их подведомственностью арбитражному суду.
Между тем, дело о банкротстве ООО "Фаэтон-инвест" в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, начатое в 2013 году по иску банка ВТБ, продолжается. Долг перед кредитором составляет 234 млн рублей, единственный актив — АЗС на Липовой Аллее — выставлен на торги за 28 млн рублей, а продан за 20млн рублей. Осенью 2017 года конкурсное производство было продлено до 26 апреля 2018 года именно в связи с тем, что на тот момент за ООО "Пенинсула" еще не было зарегистрировано право собственности на АЗС.
“
Люди с улицы действительно иногда приходят даже на идеально срежиссированные торги, и порой правда покупают лоты, которые готовились под конкретного приобретателя. Обычно в таких случаях стороны договариваются о перепродаже с небольшой наценкой. Потому что здравомыслящий человек с улицы не будет ввязываться в какой-то, как это называется, блудняк, иначе как если лот выставлен по бросовой цене. По рыночной или хотя бы значительной цене покупают только беспроблемные активы. Поэтому я не думаю, чтобы это был человек совсем с улицы. Скорее всего хотя бы с кем-то — с банком или с управляющим — он перед покупкой разговаривал и о чем-то договорился. Потому, чувствуя поддержку, он проявляет самурайскую стойкость в противостоянии с лицами, дружественными должнику.
Владимир Полуянов
Партнер "Апелляционного центра"