Получив диплом юриста, Алексей Филоненко (32 года) 6 лет работал юристом по найму, а потом открыл собственную фирму. В 2017 году оборот двух компаний, работающих под брендом "БизнесЮрист", составил 16 млн рублей.
Двести теплых контактов
"Я рос в классической семье военного и учительницы, и мне всегда хотелось большей свободы действий. Но предпринимателем я стал случайно, когда уволился с работы и начал искать себя", — рассказывает Алексей. Идею для своего дела он выбирал недолго: занялся тем, что умел делать лучше всего. Стартовый капитал составил 70 тыс. рублей: деньги пошли на аренду офиса, печать рекламных объявлений.
Летом 2009 года на рынок вышла компания "Юрист.СПб". Первое время основными направлениями работы были регистрация, реорганизация и ликвидация фирм и ИП. "Я начал с того, что обошел с листовками соседние бизнес–центры. Большого выхлопа не было, но я очень удивился, когда спустя несколько лет с теми листовками ко мне пришли два клиента", — вспоминает Алексей. Первыми обратившимися в новорожденную фирму стали те, кто знал Алексея по предыдущим местам работы. По его словам, чтобы начать свое дело, достаточно базы из 200 "теплых" контактов. Ими при большом желании можно обзавестись за полгода работы.
В 2013 году фирма стала заниматься также и бухгалтерским сопровождением организаций: клиенты сами подали такую идею. В том же году Алексей объединил свой бизнес с небольшой юридической компанией "БизнесЮрист", принадлежавшей его будущей жене. Фирмы стали работать под брендом "БизнесЮрист". "Это название показалось мне более интересным", — поясняет Алексей. Слившись, два маленьких бизнеса начали активно расти, вкладываясь в маркетинг и рекламу. Осенью 2015 года открылось представительство компании в Москве.
Сейчас юридические услуги для бизнеса приносят 70% оборота компании, еще 30% дают услуги по бухгалтерскому обслуживанию. В "БизнесЮристе" работают 12 человек, ключевых клиентов Алексей до сих пор ведет сам. "По старой памяти некоторые из них хотят работать именно со мной: репутация на этом высококонкурентном рынке очень много значит", — объясняет Алексей. Хотя его компания работает в основном с малым бизнесом, в ее портфолио есть такие клиенты, как "ВКонтакте", "Призма", "Стройтрест" и "Метрострой". Все они пришли по рекомендации.
Вообще, до 50% клиентов "БизнесЮриста" приводит сарафанное радио.
Манящий рынок
В Петербурге работает около 5,5 тыс. юрфирм, 3,5 тыс. из них занимаются судебным делопроизводством, главные услуги остальных — регистрация и ликвидация юрлиц. Оборот регистраторов и ликвидаторов в РФ составляет примерно 40 млрд рублей, на Москву и Петербург приходится 30%.
"Конкуренция на рынке весьма серьезная, пробиться сложно, — говорит Илья Мордовин, гендиректор юридического бюро "Аваюр". — Несмотря на это, новые компании все же появляются ежегодно: это связано с ростом самого рынка — на 10% в год".
Рапространенным инструментом конкурентной борьбы, по словам Галины Курныш, гендиректора "Бух–Гал–Консалт", стал демпинг. Но многие клиенты, обжегшись на дешевых некачественных услугах, ищут тех, кто выделяется качественным сервисом. О них чаще всего узнают благодаря сарафанному радио.
"Примерно 90% всех клиентов приходят за услугами по рекомендации, никакие другие способы не принесут на этом рынке такого же большого потока клиентов, как рекомендация", — подчеркивает Галина Курныш.