01:1725 апреля 201801:17
3261просмотров
01:1725 апреля 2018
В ближайшие 4 года объем онлайн–торговли продовольствием вырастет в 3 раза. В России развитие перспективного рынка сдерживают сложность доставки и недоверие потребителей к сервисам доставки продуктов.
Онлайн–торговля продуктами питания в ближайшие годы вырастет в 3 раза в мире, прогнозируют эксперты. Средний ежегодный рост такой продовольственной розницы с 2017 по 2022 год составит 17%, следует из презентации Euromonitor, представленной на Online Retail Russia 2018.
По ее данным, к 2022 году через Интернет будет продаваться 3% всего объема продуктов питания. Сейчас во всем мире через Интернет продается только 1% таких товаров. В России оборот рынка интернет–торговли в прошлом году вырос на 13% и достиг 1,04 трлн рублей, подсчитала Ассоциация компаний интернет–торговли (АКИТ). Сегмент "Продукты питания" занимает долю примерно 4–5% в общей структуре.
Масштабировать доставку
В прошлом году лидер продовольственной торговли в России компания X5 Retail Group предприняла очередную, уже третью попытку выхода в интернет–сегмент. Напомним, за плечами ретейлера несколько лет работы с собственным интернет–магазином Е5.ru, а также проекты bolero.ru и 003.ru. На этот раз компания создала интернет–витрину для супермаркетов "Перекресток". Пока проект работает только в Москве. "В этом году мы планируем открыть два dark store: один — в Москве, второй — в Петербурге", — рассказывает директор по электронной коммерции торговой сети "Перекресток" Денис Васильев.
Как ожидают в компании, по итогам 2018 года оборот интернет–магазина составит около 1 млрд рублей, а через 3 года достигнет около 2% товарооборота всей сети супермаркетов "Перекресток". Количество онлайн–заказов увеличилось с 38 тыс. в IV квартале 2017 года до 52 тыс. в I квартале 2018 года, средний чек за тот же период вырос с 3157 до 3337 рублей.
Как ожидается, в этом году интернет–торговлю освоит и сеть "Ашан". Уже сейчас на сайте Auchan.ru представлено 60 тыс. наименований в том числе продовольственных товаров с длительными сроками годности, доставка которых идет по всей России. "Свежие продукты питания будут доступны к заказу во втором полугодии 2018 года пока для жителей Москвы", — говорит Мария Курносова, директор по корпоративным коммуникациям "Ашан ритейл Россия". Она подчеркивает, что это пилотный проект, по итогам которого компания примет решение о масштабировании в других городах.
Маржу добавит алкоголь
Один из наиболее успешных примеров — это проект компании "О'Кей". Со ссылкой на данные GfK в компании сообщают, что их интернет–подразделение занимает второе место на рынке продуктовых сетей формата e–commerce.
Между тем не все так радужно в работе продовольственных сетей. "Крупным ретейлерам несложно добиться огромных цифр по количеству заказов, но экономика таких проектов всегда страдает, они в большинстве случаев терпят большие убытки", — утверждает один из участников рынка. "Низкая маржинальность сохранится, пока не будет разрешена доставка алкогольной продукции", — отмечает Алексей Федоров, президент АКИТ.
В случае легализации поставок алкоголя через Интернет сегмент продовольственной торговли может вырасти с 4 до 10% в общей структуре онлайн–торговли в течение года, убежден он. Не самая позитивная новость для торговых сетей еще и в том, что в продовольственный сегмент выходят крупные интернет–площадки. Например, Ozon.ru, Wildberries. На днях их зарубежный конкурент — компания Tmall, которая входит в группу Alibaba, сообщила о запуске продаж продуктов питания онлайн — для начала площадка будет продавать детское питание.
Не доверяют магазину
Основные проблемы, с которыми сталкиваются продовольственные интернет–магазины, — недоверие покупателей и сложности с доставкой. "В обществе сохраняется традиционная модель покупки, когда человек может потрогать, понюхать товар и принять решение о выборе. Но тем не менее уже сейчас растет число покупателей, которые понимают, что в онлайне рисков нет", — говорит Денис Васильев.
Сдерживает развитие торговли и отсутствие логистической инфраструктуры, которая позволяла бы доставлять продукты свежими, в сохранности и вовремя, отмечает он. Охотнее всего потребители заказывают онлайн тяжелые продукты длительного хранения, например напитки, бытовую химию, крупы, картофель. Особой популярностью пользуются продукты, которых нет в магазинах шаговой доступности.
Основные факторы, которые позитивно влияют на развитие продовольственной онлайн–торговли, — урбанизация, расширение среднего класса и улучшение логистики, говорит Мария Милашевич, ведущий аналитик Euromonitor.
“
У iGooods объем заказов в 2017 году вырос в 4 раза, и каждый месяц идет прирост от 10 до 20%. Прошлую субботу поставили очередной рекорд — доставили 981 заказ. Основная проблема, которую мы решаем, — недоверие тех, кто еще не попробовал сервис. Потенциальные покупатели изначально сомневаются, что мясо, овощи приедут к ним свежими и качественными. Конкуренции со стороны онлайн–магазинов торговых сетей мы вообще не опасаемся. Тот же Х5 развивает интернет–магазин "Перекресток", но недавно заключил с нами договор о доставке через iGooods из "Карусели".
Григорий Кунис
управляющий сервисом по доставке продуктов питания iGooods.ru
“
В 2017 году мы в 2 раза увеличили выручку интернет–магазина "О’Кей" по сравнению с 2016 годом. Хотя у покупателей есть предубеждение насчет покупки продуктов с ограниченным сроком годности (овощи, молоко, мясо) через интернет–магазины, большую долю в наших продажах занимают категории свежих продуктов. На наш взгляд, доля торговли продуктами в России достигнет 10% от общей онлайн–торговли в течение 3–5 лет. Но мы включаем в этот показатель доставку пиццы и бургеров. Мешает быстрому развитию отсутствие глубокой экспертизы, существенных инвестиций в инфраструктуру.
Елена Ременникова
директор департамента электронной коммерции "О’Кея"