Telegram стал самым обсуждаемым IT-продуктом из России, но не единственным успешным. Российские разработчики софта на фоне санкций закрепляются на рынках развивающихся стран и, как утверждают отраслевые аналитики, делают ставку на продажу комплексных решений с упором на безопасность данных.
За последние недели мессенджер Telegram в свете противостояния с властями РФ стал самым обсуждаемым IT-продуктом с российскими корнями за границей. Между тем новый раунд санкций США и негативный новостной фон вокруг позиции Москвы на международной арене оказали влияние и на работу российских разработчиков, работающих на экспорт, — компании теряют потенциальных клиентов и сталкиваются с дополнительными бюрократическими проволочками. Участники рынка видят и преимущества в этой ситуации — заявленный Павлом Дуровым тренд на безопасность данных пользователей и компаний за рубежом активно развивают и продают крупнейшие российские разработчики.
Неблагоприятный фон
В Raidix признают, что были такие случаи, когда они "идеально подходили" по характеристикам, но, к сожалению, компании госсектора США отказывали в сотрудничестве. "Все компании, вне зависимости от принадлежности к той или иной индустрии, могут быть уязвимы для санкций. Это показал пример софтверной компании "Лаборатория Касперского", которой резко ограничили возможность работы на американском рынке", — напомнил разработчик.
На российские продажи IT-продуктов за пределами России влияют все события в области политики и экономики, которые ставят Россию в противовес европейским державам и США: от сирийского вопроса до дела Скрипаля — и с каждой новой подобной ситуацией появляются кейсы, когда отечественные поставщики IT-продуктов и услуг теряют того или иного потенциального заказчика, подтверждают в "Корус Консалтинг".
В частности, менеджменту иностранных заказчиков сложнее принимать решение о закупке у русских компаний, даже если фронт-офис или формальная штаб-квартира находятся вне пределов РФ, говорят в Reksoft. "В этом смысле PR-демарши руководства Telegram вызывают досаду. С точки зрения их бизнеса акция проведена отлично, но от компании с русскими корнями невольно ожидаешь более ответственного подхода к своим действиям, создающим дополнительный негатив для коллег", — считает гендиректор Reksoft Александр Егоров.
Если говорить исключительно об ИТ-индустрии, то в настоящее время случаев аналогичных проблем, которые появились у алюминиевой промышленности, пока нет, говорит гендиректор First Line Software Александр Поздняков. Однако, по его словам, иностранные заказчики внимательно смотрят на развитие ситуации, и появление в списке Минфина США большого количества имен из РФ не помогает развитию бизнеса.
"В этом списке есть несколько очень серьезных ИТ-компаний — если очередная волна напрямую затронет их, тогда последствия будут, конечно, серьезные. После публикации широкого списка — и первого активного действия в виде санкций — предсказать уже что-то сложно, на нашем уровне мы зрители этого неприятного действия и разбираемся с последствиями. Мы ощущаем не самое благоприятное действия этого фона", — добавляет Поздняков.
Уход к развивающимся
По итогам пошлого года объем зарубежных продаж ПО и услуг по его разработке российских компаний вырос на 12% и достиг $7,5 млрд. При этом, отмечают в ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт", из-за геополитики компаниям из России становится труднее работать за рубежом, поэтому увеличился разрыв между общим объемом зарубежных продаж российских компаний и объемом продаж с позиции их российских офисов (который составил $4,8 млрд).
В целом за последние 4 года российские компании уже успешно приспособились к ограничениям, напоминает глава "Руссофта" Валентин Макаров. По его словам, влияние ограничений пока минимально, поскольку разработчики практически не связаны с попавшими в черный список олигархическими структурами и последовательно наращивают присутствие на рыках развивающихся стран, за пределами санкций.
"Наши компании на рынках в США и Европе работают с позиций юридических лиц, зарегистрированных в этих юрисдикциях. Новичкам с российским флагом, которые выходят на рынки развитых стран, конечно, будет гораздо сложнее. Одновременно есть и другой вектор — перейти в развивающиеся страны, где риски попасть под санкции не так велики. Во многом этим и объясняется рост российских продаж в страны третьего мира. За 3 месяца этого года экспорт российского софта и услуг вырос на 30%", — отмечает Макаров.
Минэкономразвития и Минпромторг уже рассматривают индустрию экспортной разработки ПО как приоритетную для господдержки — это направление сейчас показывает самые высокие темпы роста среди экспортных товаров и услуг, подчеркивает Макаров. "Кроме того, российские компании сейчас занимаются поставкой на экспорт в развивающиеся страны кроссплатформенных решений (железо и софт), ключевым преимуществом которых заявлены инструменты для безопасности данных компаний. Продажа таких комплексных решений — это самый важный тренд на сегодня", — уверен глава "Руссофта".