Для третьего в истории российского пилота "Формулы-1" Сергея Сироткина неудачно складывается начало дебютного сезона. Участник автоспортивной программы SMP Racing, основанной совладельцем СМП Банка Борисом Ротенбергом, после четырех гонок не набрал ни одного очка. "Деловой Петербург" разобрался в причинах слабого старта новичка и выяснил, есть ли шансы переломить негативную тенденцию.
Мир "Формулы-1" впервые пополнился флагом России в 2010 году. Первопроходцем стал уроженец Выборга Виталий Петров — сын совладельца Выборгского судостроительного завода Александра Петрова. В "Больших призах" гонщик, получивший прозвище Выборгская Ракета, продержался три сезона.
В 2014 году ему на смену пришел Даниил Квят — сын уфимского предпринимателя и экс-депутата башкирского Курултая Вячеслава Квята. Успехи в младших сериях позволили Квяту попасть в программу поддержки Red Bull Junior Team и дорасти до основной команды "Красных быков". Однако после череды аварий и тусклых выступлений он потерял место в пелотоне.
Сергей Сироткин начал путь в Ф-1 с сотрудничества с командой Sauber. Он мог дебютировать вместе с Даниилом Квятом еще в 2014 году, но в швейцарской "конюшне" сделали ставку на выходца из богатой мексиканской семьи Эстебана Гутьерреса, который привел с собой состоятельных спонсоров.
В последние 3 года Сироткин набирался опыта в "Формуле-Рено 3.5", "Формуле-2" и ездил на тестах. По оценке ведущих автоспортивных изданий, структуры миллиардера Бориса Ротенберга (входит в Рейтинг миллиардеров ДП с оценочным состоянием 77,7 млрд рублей) заплатили порядка $15 млн, чтобы Сироткин получил роль боевого пилота Williams. Взамен на ливрее болида появились логотипы SMP Racing, аффилированной с СМП Банком. Такая же реклама есть на шлеме самого гонщика.
На фото: Виталий Петров
Аутсайдер с чемпионской историей
Напротив фамилии Сергея Сироткина после четырех этапов сезона-2018 до сих пор значатся 0 очков. Хуже дела складываются только у Ромена Грожана, все остальные хотя бы раз попадали в призовую десятку. Команда с чемпионской историей Williams, за которую гоняется протеже Бориса Ротенберга, из крепкого середняка неожиданно превратилась в аутсайдера. Британский коллектив еще пару сезонов назад стабильно боролся за подиумы и занимал третье место в Кубке конструкторов. В 80-х и 90-х подопечные сэра Фрэнка Уильямса представляли грозную силу и неоднократно завоевывали чемпионские титулы.
Сегодня пилоты команды жалуются на изъяны управляемости и сложности с подбором шин, а технический директор Williams Падди Лоу признаётся в нестабильной работе машины на поворотах. Отчасти регресс "конюшни" можно объяснить масштабными перестановками инженерного состава. Другая возможная причина отката к аутсайдерам — неудачная попытка воспроизвести концепцию чемпионского Mercedes, из-за которой возникли проблемы с системой охлаждения. Перед переездом в Старый Свет конструкторы обещали провести комплексные доработки, касающиеся как аэродинамики, так и подвески.
В Австралии россиянин стал жертвой пакета, вылетевшего на трассу. Мусор забился в воздуховод охлаждения тормозов и вывел болид из строя уже на пятом круге. Дебют оказался скомканным и скоротечным.
В Бахрейне Сироткин наконец-то проехал полноценную дистанцию гонки. Но болиду катастрофически не хватало темпа, в итоговом протоколе он занял 17-е место. Правда, уже после финиша продвинуться вверх на две позиции помогли 30-секундные штрафы двум пилотам, нарушившим правила во время прогревочного круга. Аналогичный, 15-й результат Сироткин показал и в Китае. Главной проблемой на этапе в Поднебесной стала нестабильная работа шин. Пилот сам сказал, что сцепление с полотном по необъяснимым причинам оставляло желать лучшего. В таких условиях гонщик мечтал увидеть клетчатый флаг и даже не помышлял об атаке соперников.
Бакинский крэш
Самым тяжелым испытанием для Сироткина стал Гран-при Азербайджана в Баку. В конце третьей практики он не вписался в траекторию узкой городской трассы и врезался в стену, сломав переднюю подвеску. Это был первый крэш новичка. Следующие два случились в гонке, став причиной резкой критики со стороны авторитетного испанца Фернандо Алонсо. Двукратному чемпиону мира не понравилось, как в стартовой суматохе Сироткин задел его болид.
Изучив обстоятельства столкновения, стюарды признали случившееся нормальным гоночным инцидентом. Кроме того, на видеоповторе аварии было видно, что Сироткину буквально не оставили места. Его болид выдавил под Алонсо третий участник скандального эпизода Нико Хюлькенберг.
"В первых поворотах царило настоящее безумие. Я оказался между двух машин, которые нацелились на вход в третий поворот. Я попробовал замедлиться и просочиться между ними, поскольку был в середине. По тому, что я видел из машины, понял, что совсем избежать столкновения не получится, поэтому сохранял траекторию, надеясь, что они объедут меня и не сильно заденут. Но потом я уже не мог ничего сделать. Мы столкнулись, моя машина подпрыгнула, а когда приземлилась, на ней сломались передняя подвеска и крыло", — процитировала слова Сироткина пресс-служба Williams.
На этом неприятности для Сироткина не закончились. После финиша гонщика признали виновным в другом инциденте. За удар сзади болида Серхио Переса последовало жесткое наказание: два штрафных балла и потеря трех мест на старте Гран-при Испании. За схожее столкновение, но куда более фатальное по последствиям Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен отделались официальным предупреждением. Такое решение вызвало волну критики в сторону судей, которых фанаты обвинили в использовании двойных стандартов.
Состоятельный напарник
Положение Сергея Сироткина в сравнении с напарником по команде Лэнсом Строллом пока не выглядит впечатляюще. Сын канадского миллиардера и одного из богатейших людей Северной Америки Лоуренса Стролла, чье состояние, по оценке Forbes, достигает $2,6 млрд, стабильно доезжает до финиша. Он же заработал первые для Williams очки в сезоне, избежав массовых столкновений в Баку.
Юный канадец младше Сироткина на 3 года. Для Стролла новый сезон стал вторым в формульной карьере, что не мешает ему постепенно избавляться от репутации аварийного и беспомощного новичка. Год назад его воспринимали как рента-драйвера, который ничего не может противопоставить даже напарнику-ветерану Фелипе Массе. Сенсационное третье место на одном из этапов списывали на невероятную удачу и стечение обстоятельств. Сейчас он претендует на статус первого номера команды не только за счет неограниченного спонсорского бюджета.
В плюс Сергея Сироткина можно занести скорость на чистых кругах. В тренировочных заездах он часто опережает партнера по команде, а квалификационный счет ничейный — 2:2. Для дебютанта Ф-1 это позитивный показатель, который в том числе говорит о хорошей психологической подготовке и хладнокровии.
Положительная динамика наблюдается и в постоянном улучшении своих позиций на заездах в квалификации: от 19-го места в Австралии к 12-му в Азербайджане. К сожалению, в самых рейтинговых воскресных стартах развить успех у Сироткина пока не получается. Тихая и незаметная борьба с собственным болидом, как и талантливая оборона от атак более сильных соперников, яркого впечатления не создают. На его фоне несколько иначе выглядит другой новичок — Шарль Леклер. Монегаск из еще одной команды-аутсайдера Sauber успел стать гонщиком дня, поднявшись на высокое шестое место в Баку. Победу в этой номинации определяют сами болельщики, голосуя на официальном сайте Ф-1.
Сравнение с двумя предыдущими российскими дебютантами будет не в явную пользу Сироткина. В 2010 году на более стабильном Renault Виталий Петров заработал очки уже в четвертой гонке сезона, что, впрочем, не спасло его от безоговорочного проигрыша напарнику Роберту Кубице. Даниил Квят на Toro Rosso в первых четырех гонках ни разу не сошел и смог трижды получить баллы в личный зачет.
Польский фактор
В межсезонье шансы занять место в кокпите Williams сохранял польский гонщик Роберт Кубица. На протяжении последних лет он восстанавливал работоспособность руки, поврежденной на раллийном заезде, и мечтал вернуться в Ф-1. Однако совместные с Сироткиным тесты показали, что двигательная активность кисти вернулась не до конца, от былой скорости поляка остались лишь воспоминания. Тем не менее он собирал деньги и активно искал спонсоров, чтобы снова попробовать свои силы в "королевских гонках".
Сергей Сироткин смог убедить боссов Williams в своей скорости, и его выбрали боевым пилотом. Однако опытный Кубица все еще числится резервным гонщиком и не теряет надежд продемонстрировать лидерские способности. Его амбициозность и настойчивость спровоцировала небольшие конфликты внутри команды.
К примеру, слова Кубицы о слишком молодом тандеме Сироткин — Стролл и намеки о том, кто из них реже приходит за советами, дали повод думать, что поляк настраивает прессу против российского новичка и готовит почву для возвращения. Такая ситуация может возникнуть, если один из пилотов заболеет, попадет в тяжелую аварию или по каким-либо другим медицинским причинам не сможет выйти на старт Гран-при.