Через тернии к звездам. Что мешает сборщикам и переработчикам макулатуры удвоить объемы

СРО ассоциации "Лига переработчиков макулатуры", объединяющей 75% участников рынка в России, заявило, что отрасль готова удвоить сбор и переработку макулатуры в ближайшие 5 лет. Для этого необходимо увеличить нормативы производителям товаров, отменить НДФЛ для физлиц и НДС при продаже макулатуры бизнесом, считают участники круглого стола "ДП".

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, Inc:

Советский Союз обладал уникальной эффективной системой выкупа у населения использованных материалов (макулатуры, стекла и т.д.), но Налоговый кодекс РФ (ст. 217) разрушил ее. Теперь государство считает, что физлицо при сдаче макулатуры получает прибыль, а значит, должно заплатить налог на доходы физлиц (НДФЛ). Этот закон — самый главный сдерживающий фактор развития отрасли сегодня! Законопроект об отмене НДФЛ уже 2 года лежит в Госдуме. Но налицо конфликт двух комитетов Госдумы: комитета по экологии, который действительно хочет сдвинуть эту телегу с места и выступает за отмену НДФЛ, и комитета по бюджету и налогам в лице его руководителя Андрея Макарова, который утверждает, что отмена НДФЛ для физлиц спровоцирует коррупцию и разовьет систему обналичивания.
Может, Макаров хочет в принципе запретить хождение наличных денег? Но тогда это то же самое, что бороться с ворами путем зашивания карманов у всего населения: нет карманов — нет проблемы. Воров должна ловить полиция, и бороться с ними надо не путем зашивания карманов, а искореняя причины. А в век цифровых технологий карманников стало заметно меньше, деньги воруют уже с кредитных карточек. Противодействие комитета по бюджету, по–моему, напоминает какой–то каменный век, то есть мы боремся с проблемами, которых нет и никогда не будет.
Но, чтобы побороть свалки (а мы все уже знаем, что у нас на территории России захоронена Франция), нам нужно отменить НДФЛ и воссоздать эффективно работающую систему — как в Евросоюзе и США. Сегодня во многих городах России люди страдают, задыхаясь от свалочных газов, притом что мы 2 года наблюдаем самый банальный пример, когда государство, не теряя ничего, сразу же начинает приобретать, получая налоги.

Андрей Гурьянов, генеральный директор СРО ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», член президиума правления НП «ОПОРА»:

Сегодня в России бумагу и картон из макулатуры выпускают более 80 заводов, на которых трудятся 35 тыс. человек. Только за 2017 год все эти люди произвели 3 млн т, притом что производственных мощностей в России введено на 4,2 млн т. Налоговые отчисления составили более 22 млрд рублей.
За последние 17 лет объем сбора макулатуры и ее переработка выросли в 17 раз, а производственные мощности — почти в 20 раз. В настоящее время отрасль испытывает сильнейший дефицит сырья, и это огромная проблема! В России, при объемах производства пригодной для переработки бумаги 8 млн т, 5 млн т из них отправляется на полигоны. Там макулатура начинает тлеть, гореть, поджигать другие фракции, такие как запрещенный в Европе пенополистирол, отравляя соседние города и детей в них.
А ведь именно этого сырья так сильно не хватает российской целлюлозно–бумажной промышленности! Все, что образуется в типографиях, розничных сетях, коммерческой недвижимости, уже собирается и перерабатывается. Решить проблему дефицита сырья можно только за счет работы с населением, которое генерирует более 56% всей макулатуры в стране. Однако население (то есть мы с вами) собирает менее 1% использованной бумаги.
Лига переработчиков макулатуры поступательно реализует комплексный подход к решению проблемы дефицита. В первую очередь это отмена НДФЛ для физлиц на сданную макулатуру. Такой законопроект прошел первое чтение в Госдуме.
Вторая важнейшая мера — продление переноса НДС с заготовителей макулатуры на переработчиков. Это позволяет сделать макулатурный бизнес прозрачным, подконтрольным и инвестиционно привлекательным.
Третий шаг — увеличение нормативов по сбору вторсырья до вменяемого европейского уровня, который будет стимулировать, а не симулировать сбор использованной упаковки крупнейшими товаропроизводителями.

Наталья Беляева, заместитель председателя комитета по экологии общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор юридической компании «Дельфи»:

У нас за чертой бедности находятся 22 млн человек. Конечно, не все они будут готовы сдавать вторсырье, и уже тем более никто не призывает тем самым помочь им поправлять свое финансовое положение, но для части населения сдача макулатуры может стать небольшим, но подспорьем.
Отмена НДФЛ давно назрела. Этот законопроект 2 года провалялся в Госдуме. Хотя и губернаторы просили принять его, и профильные комитеты. И Минфин признал провальность налогового вычета при сдаче макулатуры, который существует. При этом вне зависимости от того, что дохода у гражданина при сдаче макулатуры на возмездной основе может и не возникнуть, заполнение и подача налоговой декларации обязательны. В противном случае человек получит штраф на сумму 1 тыс. рублей и все равно будет вынужден ее подать. Сложности возникают как у налоговой инспекции, так и у гражданина. А то, что налоговая получит данные, — это факт, так как компания, принимающая макулатуру, обязана вести учет таких сделок, как оператор персональных данных. По факту получается, что никакого дохода у физлица нет, а проблем громадье. Население не сдает макулатуру на таких условиях. Заготовители макулатуры также не готовы закупать макулатуру у населения по причине высокой вероятности штрафа, если физическое лицо не отчитается по сделке. Более того, само по себе налогообложение дохода от реализации макулатуры не имеет логического обоснования, так как в ходе данной сделки не образуется прибыль (гражданин купил газету за 50 рублей, а продал за 50 копеек, следовательно, сделка убыточна — 49,5 рубля).
Сегодня законопроект об отмене НДФЛ прошел первое чтение. Комитет Госдумы по бюджету и налогам яростно сопротивляется принятию этого закона, указывая на две причины: обналичивание денег (а именно: недобросовестные компании под видом населения повезут в пункты приема караваны макулатуры на миллионы рублей) и проблема доказывания наличия права собственности на сдаваемую макулатуру. Достаточно надуманные причины.
Второй побежденный на сегодня барьер — поправки, внесенные в Налоговый кодекс (ст. 149 НК РФ): отмена НДС при продаже макулатуры. Поправка носит временный характер, срок ее действия заканчивается в декабре этого года. Этот законопроект готов, и я надеюсь, что в этом году он также будет принят.

Анна Гаркуша, руководитель направления взаимодействия с органами власти ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «Раздельный сбор»:

Мы уже 6 лет раз в месяц занимаемся сбором вторсырья от населения и передаем его на переработку. У населения очень много макулатуры и другого вторсырья. И стоит сказать, что люди хотят сдавать вторсырье раздельно. Но многие не готовы это делать через тернии к звездам: хранить вторсырье дома месяц или ехать на машине 2 часа, чтобы это куда–то сдать. Люди хотят выйти во двор и положить макулатуру в близлежащий контейнер или отвезти за деньги в ближайший приемный пункт. Нет у нас в стране инфраструктуры, которая позволяет собирать раздельно вторично перерабатываемые отходы.
Мы считаем, что у нас есть три локомотива, которые могут доставить это вторсырье на утилизацию: ответственность производителей, раздельный сбор и стимулирование населения.
Мы работаем с населением, властью и бизнесом и видим, что очень много хороших инициатив от бизнеса по раздельному сбору наталкивается на то, что система нерентабельна, требует дотаций. Но где их взять? Поэтому производителям товаров дешевле заплатить экологический сбор. Если повысить ставки экосбора и нормативы утилизации, то в бюджете появятся деньги. Но важно, чтобы они направлялись потом на развитие инфраструктуры, а не на организацию новых свалок и полигонов.
Очень важно, что в законе (89–ФЗ) появилась строка о том, что деньги от экологического сбора будут приоритетно перечисляться на обработку и утилизацию вторсырья, но, к сожалению, в законе не прописан раздельный сбор отходов.

Анатолий Сафронов, первый заместитель генерального директора компании SFT Group:

Сегодня возможны три экономические модели в рамках исполнения расширенной ответственности производителя. Первая — это когда товаропроизводитель платит установленный государством экологический сбор в федеральный бюджет, эти деньги потом поступают в бюджеты регионов, которые в свою очередь перенаправляют их региональным операторам. Второй вариант: производитель платит переработчику за услугу по утилизации, например, макулатуры по рыночной цене. И третий вариант: производитель товаров самостоятельно или при помощи созданной ассоциации осуществляет сбор и утилизацию вторсырья.
Сама идея введения института ответственного товаропроизводителя была основана не на введении дополнительного налога, а на создании системы финансирования организации системы сбора товаров, потерявших свои потребительские качества.
Говоря о макулатуре, приходится признать, что сегодня ни одна экономическая модель не направлена на расширение системы сбора. В идеале цепочка движения денег по второй экономической модели должна выглядеть так: ответственный товаропроизводитель — переработчик макулатуры (утилизатор) — сборщик макулатуры — инвестиции в расширение системы сбора (или переработчик макулатуры / утилизатор).