71–й Каннский кинофестиваль на пороге развязки: завтра — церемония закрытия, на которой объявят победителей.
На призы в различных программах претендуют четыре российских режиссера. Раздавать награды тоже будут свои люди: в жюри главного конкурса — Андрей Звягинцев, в "Особом взгляде" — Кантемир Балагов. Русская речь на Лазурном Берегу звучит, конечно, круглогодично, но местные жители внимательно вслушиваются в нее, увы, не всегда.
Последние 10 дней — повод для гордости. Российское участие в 71–м Каннском кинофестивале беспрецедентно: в основной программе — "Лето" Кирилла Серебренникова и "Айка" Сергея Дворцевого (копродукция с Казахстаном, Польшей и Германией), в коротком метре — "Календарь" выпускника Московской школы кино Игоря Поплаухина, в "Неделе критики" — "Я нормальный" Михаила Бородина, в "Классике" — отреставрированная "Война и мир". На судейской скамье рядом с Кейт Бланшетт, Кристен Стюарт и Леа Сейду — любимец смотра Андрей Звягинцев, в жюри второй по важности программы, "Особый взгляд", — вчерашний дебютант Кантемир Балагов. В общем, количественно Россия выступила более чем значительно.
Теперь о качестве. Новый фильм Кирилла Серебренникова показали на следующий день после открытия фестиваля, и это было главное событие дня. Сеанс в 22:30 — самый престижный (в это же время здесь, например, давали Ларса фон Триера), анонсирующие публикации заняли полосы важнейших киножурналов планеты: Cahiers du Cinema, Variety, The Hollywood Reporter. Контекст, конечно, превалировал над самим фильмом: включение "Лета" в конкурс здесь, как и на российских государственных телеканалах, называли "политическим решением", но без негативной коннотации: во Франции ценят солидарность. И проявляют.
В забитом до отказа зале "Люмьер" одно кресло было свободно. На нем табличка: Кирилл Серебренников. На пресс–конференции точно так же пустовал режиссерский стул. Съемочная группа "Лета" вышла с баннером в поддержку автора картины, на смокингах и вечерних платьях — значки с его портретом. После финальных титров — 10–минутная стоячая овация.
И тем, кто в зале, и тому, кто под домашним арестом в Москве. Триумф не омрачил даже забавный факт: половина жюри прямо посреди фильма ушла на кенийскую лесбийскую драму в другой зал. Впрочем, после того как прессу лишили возможности смотреть фильмы до официальной премьеры (а заодно и портить настроение творческим группам разгромными твитами), здесь всех встречают тепло. Другое дело — реакция критики после фильма.
Не все иностранцы поняли локальную историю ленинградских рок–звезд, не все соотечественники ее признали. "Лето" угодило между двух аудиторий. Первая не знает ни Виктора Цоя (корейский актер Тео Ю), ни Майка Науменко (Рома Зверь). Для второй они иконы, и каждая реплика, каждое движение, каждый сыгранный аккорд должны выдержать экзамен на достоверность. Оценки фильму выстроились в диапазоне от пятерки до твердого кола. Угадать, достанется ли "Лету" хоть один из призов, невозможно.
Впрочем, впереди у картины, кажется, даже более серьезное испытание — российским прокатом, стартующим 7 июня. Можно вообразить реакцию петербуржцев, чей город показан в "Лете" словно московский дворик: мягкие цвета, песенки под гитару, солнце пробивается сквозь листву деревьев. Предвосхищающие претензии зрителей ремарки авторов: "Это не байопик, это фантазия" — вряд ли сработают. Назвались рок–клубом с Рубинштейна — извольте соответствовать.
С другой российской картиной конкурса, "Айкой", история прямо противоположная. Эта камерная, казалось бы, непретенциозная драма не предполагает ажиотажа вовсе, но однозначно мощнее как художественное произведение. Сергей Дворцевой уже побеждал в Каннах с предыдущим своим фильмом "Тюльпан", но то была награда второго по значению конкурса. Есть все основания полагать, что новая лента возьмет один из призов основного, после чего останется в истории фестиваля, но не российского проката. Шансов на успех у широкого зрителя, увы, нет. И проблема, конечно, не в фильме, а в самом зрителе.
Резюмируя, можно сказать, что российские фильмы в этом году выступили в Каннах достойно, но настоящими событиями стали ленты другой прописки. Прежде всего это итальянская драма в традициях магического реализма "Счастливый лазарь". Ее режиссера Аличе Рорвахер, громко заявившую о себе 4 года назад фильмом "Чудеса", теперь называют главной наследницей великого итальянского кинематографа, а букмекеры чуть ли не отказываются принимать ставки на присуждение картине "Золотой пальмовой ветви".
Очень высоки шансы и у польского фильма "Холодная война" не чуждого России Павла Павликовского (в 1995–м году он, например, снял документалку "Путешествие с Жириновским"). Картина удивительно срифмовалась с тем же "Летом" — тоже черно–белая драма с обилием музыки и о нашем общем советском прошлом, но сделанная не в пример тоньше и искуснее. Третий фаворит (если вывести за скобки Дворцевого) — китайский гений Цзя Чжанке с безупречной женской драмой "Пепельный — самый чистый белый".
Не менее громкие премьеры, как обычно, состоялись вне конкурса. Громче других выступил Ларс фон Триер, изгнанный из Канн за нацистские шуточки 7 лет назад и вернувшийся с кровожадной экзистенциальной эпопеей о серийном убийце "Дом, который построил Джек". Два с половиной часа непрерывного насилия выдержали не все — с премьеры ушли более ста зрителей. Второй суперхит — наркоманский триллер Гаспара Ноэ "Экстаз": история о том, как на вечеринке кто–то подмешал ЛСД в безобидную сангрию. Одну из главных ролей, кстати, играет русская танцовщица, пожившая в Сибири и Петербурге, скрывающаяся под псевдонимом Шарлин Тэмпл.
Сейчас члены жюри находятся не в Каннах, их по традиции увезли на соседний остров и отобрали телефоны. Время принятия решений. Скоро они будут озвучены с важнейшей кинотеатральной сцены Европы — двухтысячника зала "Люмьер". И впервые за 25 лет наш телезритель сможет увидеть это своими глазами. Эксклюзивные права на трансляцию приобрел петербургский телеканал "Кино ТВ". Ведущими станут представившая здесь фильм "Дело Собчака" дочка главного героя картины Ксения Собчак, а также получавшая в Каннах награду за дебют Валерия Гай Германика, глава "Роскино" Екатерина Мцитуридзе и автор этого текста. Увидимся.