Литовский производитель молочных продуктов Pieno Zvaigzdes ищет возможность разместить под Петербургом контрактное производство своей продукции.
Выпуск продукции под маркой "Сваля", принадлежащей компании Pieno Zvaigzdes, может начаться на заводе, входящем в группу компаний "Галактика", в Гатчинском районе. По данным участников рынка, первый раунд переговоров о контрактном производстве между Pieno Zvaigzdes и "Галактикой" прошел в мае, производство может быть запущено уже в октябре этого года. По данным экспертов, Pieno Zvaigzdes может выпускать в Гатчине молоко, йогурты, сметану, сливки.
Председатель правления ГК "Галактика" Дмитрий Пинчуков не комментирует возможность сотрудничества с Pieno Zvaigzdes. Но он напомнил, что "Галактика" уже производит для финской компании Valio питьевые йогурты, ультрапастеризованное молоко и сливки. "Галактика" недозагружена: перерабатывает лишь 300 т молока в сутки при проектной мощности 400 т. Доля продукции, которую "Галактика" производит по контракту, — 10% от общего объема производства. Оборот "Галактики" за 2016 год составил 4,6 млрд рублей. Совладельцы компании — Максим Иванов и Игорь Дю.
"Сотрудничество с иностранными компаниями дает возможность дополнительно загрузить производство, обменяться опытом", — комментирует Дмитрий Пинчуков. Pieno Zvaigzdes — литовская компания, крупнейший переработчик молока в странах Балтии. Оборот компании в 2017 году — 167 млн евро (рост на 11%). До 2014 года более 30% выручки компании приходилось на Россию. В 2013–м на марку "Сваля" приходилось 1,3% российского рынка сыров, а в 2017 году из–за продуктового эмбарго ее доля упала почти до нуля. Сейчас Pieno Zvaigzdes поставляет в Россию мороженое и глазированные сырки, которые не вошли в список запрещенных продуктов.
Контракты спасают
Pieno Zvaigzdes уже работает по контракту с Бобровским сыродельным заводом (Воронежская область), производя здесь сыр. В феврале стало известно, что Pieno Zvaigzdes планирует построить под Москвой собственный сырный завод мощностью 12 тыс. т продукции в год, инвестиции составят 1 млрд рублей. Правда, позже руководство компании опровергло информацию о строительстве завода.
"Контрактное производство позволяет фирмам локализоваться без глобальных инвестиций и частично восстановить долю рынка", — говорит представитель Национального союза производителей молока Мария Жебит.
"Бренд "Сваля" — известный, если компания укрепит позиции на рынке за счет локализации, она сможет вернуть свою долю, поскольку пользуется доверием у потребителя", — считает Михаил Мищенко, глава Центра изучения молочного рынка.
Из–за контрсанкций такие игроки, как Valio, Lactalis, Arla, FrieslandCampina, потеряли возможность привозить в Россию свои продукты. Бывшие экспортеры стали запускать контрактное производство и покупать действующие предприятия. Так, Valio разместило заказы на подмосковном заводе "Кохмайстер Рус" (сливочное масло), на Великолукском молочном комбинате (сыр) и на той же "Галактике".
Между тем рынок молочных продуктов стагнирует: их потребление в прошлом году составило 30 млн т, что на 2,5% меньше, чем было в 2016 году. При выборе молочной продукции покупатель часто ориентируется на бренд. Если на рынок будут возвращаться известные бренды, например "Сваля", их продажи быстро возрастут, считают эксперты.
В 2014 году Valio потеряла 90 % своего ассортимента, поставлявшегося ранее из Финляндии. «Всего за три года мы смогли перестроить бизнес и вернуться во все ключевые для себя категории на рынке – сегодня 90 % продукции, представленной на российском рынке, производится на локальных мощностях - на партнерских площадках, а также на собственном заводе финского концерна в Московской области. Из Финляндии поставляются различные напитки и детское питание», - добавляют в компании. В 2017 году оборот дочернего подразделения Valio в РФ вырос на 14 %, а объемы производства продукции Valio на партнерских площадках - на 9 %. В этом году компания уже запустила производство на контрактных площадках таких продуктов как сыр под брендом Atleet, творог и йогурт Valio Clean Label. В прошлом году оборот дочернего подразделения Valio в РФ составил 91 млн евро – это на 14 % больше, чем в 2016 году.
Развитие контрактного производства, наряду с развитием собственного завода концерна в Подмосковье, – стратегически важное направление работы для Valio, отметили в пресс-службе компании.