Сегодня в Сочи открывается 29-й фестиваль отечественного кино.
В девятидневной программе — 54 фильма, распределенные по трем конкурсам: основной, дебютный и короткометражный. "Деловой Петербург" выделил еще одну секцию — петербургскую.
Петербург в кадре
"Кинотавр" начнется Ленинградом — Петербургом закончится. Фильмы церемоний открытия и закрытия: "Лето" Кирилла Серебренникова и "Дело Собчака" Веры Кричевской (автор идеи и продюсер — Ксения Собчак). Место действия в обеих картинах принципиально. В кадре: рок–клуб на ул. Рубинштейна и Ленсовет на Исаакиевской пл., пригороды и дворы–колодцы. Виктор Цой и Майк Науменко мечтали здесь о переменах, Анатолий Собчак здесь их проводил.
"Оба фильма рефлексируют важнейший период нашей истории. Период, который заложил все ключевые атрибуты того состояния дел, в котором мы находимся сегодня. Эти картины — попытка проанализировать то, что получилось из мечты преобразовать общество", — объяснил идею зашить лентами "Кинотавр" с двух сторон президент смотра Александр Роднянский. "Дело Собчака" — петербургский проект и с финансовой точки зрения. Картина снята на средства Фонда Анатолия Собчака, основанного в 2011 году и расположенного на Невском пр. Учитывая, что жанр фильма — журналистское расследование, подобное решение может вызывать этические вопросы. В этом контексте интересна еще одна рифма двух картин: самая распространенная претензия к фильму Серебренникова — "Ах, как далеки авторы от прокуренных ленинградских парадных"; Ксении Собчак и Вере Кричевской, напротив, вменяют излишнюю близость с главным героем их фильма.
Петербург в производстве
При всей медийности фигуры Ксении Собчак главным петербургским продюсером на "Кинотавре" станет уже традиционно Сергей Сельянов. В 1992 году он вместе с Василием Григорьевым и Алексеем Балабановым основал компанию "СТВ", ставшую одним из лидеров кинопроизводства в стране. В портфолио СТВ более сотни картин, среди которых "Брат" и "Брат 2", "Мама, не горюй", "Кукушка", "Бумер", "Салют–7", "Аритмия".
Нынче у компании два фаворита сочинского конкурса: "История одного назначения" Авдотьи Смирновой и "Сердце мира" Натальи Мещаниновой. Первая картина рассказывает о малоизвестном эпизоде биографии Льва Толстого, когда писатель выступил защитником на военном трибунале против писаря, отвесившего командиру полка пощечину. Ленту снимали в Ясной Поляне и павильонах "Ленфильма". "Сердце мира" — новая режиссерская работа сценаристки "Аритмии" Натальи Мещаниновой. Главный герой — ветеринар на тренировочной станции для охотничьих собак.
Впрочем, нынешний "Кинотавр" должен открыть еще одну петербургскую кинокомпанию, возникшую при книжном (!) магазине "Порядок слов". Короткометражная лента "Календарь" Игоря Поплаухина — для всей команды проект дебютный и уже успешный. Ранее фильм получил второй приз программы Cinefondation Каннского кинофестиваля.
Петербуржцы
Главная звезда 29–го "Кинотавра" — это главная звезда российского кинематографа в принципе. То, что Данила Козловский все еще живет и работает в Петербурге, — заслуга исключительно Льва Додина, руководителя МДТ — театра, который, по признанию артиста, при всех "Экипажах" и "Тренерах" — его основное место работы. В Сочи Данила Козловский везет фильм, где он и актер, и продюсер, и муза режиссера. "На районе" — полнометражный дебют актрисы, сценариста и девушки Козловского — Ольги Зуевой. История мужской дружбы на фоне околокриминального быта спальных районов.
Вообще среди режиссеров самый известный петербуржец — Дмитрий Месхиев. Экс–председатель смольнинского комитета по культуре и экс–председатель местного союза кинематографистов выпускает новую картину "Два билета домой". По сюжету главная героиня живет в провинциальном интернате и мечтает перебраться в (сюрприз!) Петербург.
Петербургский текст
Еще одна любопытная для петербуржцев картина неделю назад называлась "Пушкин. Виски. Рок–н–ролл", а теперь переименована в "Заповедник", чтобы не возникло сомнений: это взаправду экранизация одноименной повести Сергея Довлатова — текста, который для многих настолько личный и важный, что лучше подготовиться к его экранному воплощению чуть заранее.
Итак, режиссер — Анна Матисон, в главной роли — Сергей Безруков (ленинградская интеллигенция вздрогнула), действие перенесено в современность (ленинградская интеллигенция закрыла глаза), главный герой — рок–музыкант–лузер, уехавший в Михайловское, где герой фотографа Маркова в костюме Пушкина завлекает туристов (ленинградская интеллигенция перестала дышать).