00:1504 июня 201800:15
17744просмотров
00:1504 июня 2018
Участники рынка лизинга обеспокоены изменениями, которые готовят им Банк России, Минфин и законодатели. Мелкие участники могут покинуть рынок, оставшиеся будут вынуждены инвестировать в IT–решения и переобучение команд.
Игроки рынка лизинга с ужасом ждут грядущей реформы. Она включает изменения в Гражданский и Налоговый кодексы, а также регулирование лизинга по аналогии с банками и страховыми компаниями. Как прогнозировали представители компаний, собравшиеся на прошлой неделе в Петербурге на 8–й съезд Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА), реформы приведут к уходу с рынка небольших игроков. Взрывной рост нового бизнеса лизинговых компаний (на 36% в 2016 году и на 48% — в 2017–м) может быстро сойти на нет, опасаются они.
Регулятор хочет знать все
Старт реформе Минфин и ЦБ положили 2 года назад, дата финиша пока не установлена. Целью реформы обозначили "формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга, что в конечном счете будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике". В частности, банки, по мнению регулятора, будут активнее кредитовать лизинговые компании, так как их бизнес станет прозрачнее после перехода на отчетность по международным стандартам и Единый план счетов. Этот аргумент привел участникам съезда ОЛА Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя Банка России. Возражения представителей отрасли о том, что они и так прозрачны до предела, поскольку уведомляют о каждой сделке Федресурс и Росфинмониторинг, не произвели на сотрудника Банка России ни малейшего впечатления: по его словам, отчитываться о сделках и сдавать отчетность, удобную для анализа регулятора, — совсем разные вещи.
"Компаниям необходимо обеспечить максимальную прозрачность: отчетность, четкая методология, анализ, ведение отраслевой статистики. Банки должны иметь полное развернутое представление о финансовом положении компаний через эту документацию, за которую они несут юридическую ответственность. После преобразования отрасли это будет совершенно другой тип института", — рассчитывает Сергей Моисеев.
Участники рынка понимают интерес регулятора, но с текущими положениями реформы не согласны и считают, что они могут дестабилизировать отрасль и замедлить ее развитие.
Имущество уплывает
Одно из положений концепции реформы лизинговой деятельности — внесение изменений в Гражданский кодекс (ГК). Они уводят регулирование лизинговых компаний из сферы аренды и приравнивают их к некредитным финансовым организациям (НФО).
Это может привести к тому, что лизинговые компании потеряют часть своих прав как собственников имущества. В этом случае регулирование приблизит трактовку лизинговых отношений к кредитным. Соответственно, изменится статус имущества, переданного в лизинг: оно может превратиться в предмет залога по кредиту.
Сейчас законодательство устроено таким образом, что упоминания о лизинге есть и в соответствующем отраслевом законе, и в ГК. Соответственно, корректировать эти законы необходимо только синхронно.
"Если все это будет проходить отдельно, мы в какой–то момент можем оказаться в противоречивом законодательном поле в отношении лизинга", — предупреждает генеральный директор ГК "Интерлизинг" Виктор Малышев.
Расходы неизбежны
Новое регулирование обяжет лизинговые компании переходить на Единый план счетов (ЕПС). Этот аспект вызывает серьезные опасения участников рынка: такой переход связан с издержками на адаптацию документооборота и переобучение бухгалтеров, что в конечном счете приведет к росту стоимости лизинга и снижению его доступности, следует из резолюции съезда.
Переход на ЕПС в течение нескольких лет обойдется лизинговым компаниям в сумму от 3 млн до 150 млн рублей, в зависимости от величины компании. Такую оценку корреспонденту "ДП" привел Алексей Киркоров, вице–президент ОЛА, финансовый директор АО "Сбербанк Лизинг".
Наиболее мелкие участники рынка, вероятно, его покинут: для них такие расходы окажутся непосильными. Впрочем, по словам Сергея Моисеева, примерно четверть из 600 российских лизинговых компаний и так нежизнеспособны: за последние 1,5 года они не заключили ни одной новой сделки. Еще несколько десятков компаний имеют собственный капитал менее 10 млн рублей — минимума, установленного Банком России для переходного этапа реформы отрасли.
Также в рамках реформы ЦБ собирается ограничить список активов, используемый для расчета капитала лизинговых компаний. При этом на первом этапе будет использована отчетность по РСБУ, однако с 2022 года капитал будет рассчитываться на основе МСФО.
Игроки рынка критикуют инициативы за то, что им придется сделать инвестиции в перестроение и автоматизацию данного учета. Но после есть риск, что компаниям придется работать в нескольких системах учета для разных целей. "Мы не должны вести учет и по РСБУ, и по МСФО, и по ЕПС. Должен быть единый стандарт учета в компании и отрасли, по которому все будут понимать результаты и отчетность деятельности каждого участника", — считает Виктор Малышев.
"В связи с нововведениями компании столкнутся с рядом сложностей: это и нестыковка условий действующих долгосрочных договоров с лизингополучателями, и наложение лишних налоговых обязательств на клиентов, которые могут начать отказываться от наших договоров", — констатирует Алексей Киркоров.
Динамика пострадает
Все эти ограничения рискуют отразиться на динамике лизингового рынка, который в последние годы показывает серьезный прирост. Объем нового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум, подсчитали аналитики агентства "Эксперт РА".
"На данном этапе лизинговый рынок имеет большое значение для реализации задач обновления парка основных средств российских предприятий. При этом ни санкции, ни контрсанкции сильно на отрасль не повлияют. Действительно значимый фактор — общая динамика российской экономики. В целом рынок лизинга сегодня — один из самых "счастливых", — убежден президент АО "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков. Наибольшие затраты понесут средние и небольшие игроки, которым придется больше, чем федеральным компаниям, дорабатывать бизнес–процессы. Компании, которые не смогут оперативно адаптироваться к изменениям в регулировании и обеспечить должные инвестиции, скорее всего, какое–то время протянут до первых проверок и встреч с регулятором и налоговой инспекцией, но в ближайшей перспективе будут вынуждены уйти с рынка, подводит итог Виктор Малышев.
“
Наибольшие опасения вызывает, во–первых, введение контроля и надзора ЦБ РФ в отношении лизинговых компаний, их включение в число некредитных финансовых организаций. Нововведения, которые планируются основным законопроектом, неизбежно повлекут рост издержек. Введение публичного регулирования неспособно стимулировать какие–либо положительные изменения на рынке, предоставление услуг на котором естественным путем совершенствуется под влиянием здоровых рыночных механизмов.
Сергей Громов
руководитель юридической дирекции компании "Балтийский лизинг"
“
Мы 25 лет отстраивали понимание, что такое лизинг, аренда это или финансирование. Поэтому перевод лизинга в другую главу ГК РФ может привести к тому, что лизинговые компании не будут понимать процесс как таковой. И есть некое противоречие в том, что новые правила учета "Бухгалтерский учет аренды" говорят именно про аренду. Получается, ЦБ идет своей дорогой, Минфин — своей. На съезде прозвучало, что бенефициарами реформы будут лизинговые компании, но тогда как без нас можно разрабатывать тот или иной документ?
Ирина Романцева
управляющий директор компании "Металлоинвестлизинг"
“
С учетом большого промежутка времени до реформы можно сказать, что наверняка этот переход пройдет настолько гладко, насколько это возможно. Тяжелее было страховым компаниям, которые совершали этот переход раньше. У большинства крупных страховщиков бюджет перехода на ЕПС не превысил 10 млн рублей. У небольших компаний затраты были меньше 1 млн рублей. С другой стороны, наведение порядка в учете позволяет сэкономить значительные средства на коммуникациях внутри компании, а также с инвесторами и кредиторами.
Дмитрий Курдомонов
Гендиректор Ооо "Хомнет Лизинг"