Каждый начальник мечтает, чтобы его подчиненные умели быстро принимать решения и отвечали за их последствия, находили дополнительную выгоду для бизнеса, были энергичны и инициативны. "ДП" обратился к руководителям компаний, чтобы выяснить, как они воспитывают в своих сотрудниках предпринимательские навыки.
"Предпринимательский навык — это способность человека мыслить и действовать не как наймит, а так, как мыслит и действует владелец бизнеса, — безотносительно к позиции, которую этот человек занимает в корпоративной иерархии", — объясняет Сергей Калинчук, директор петербургского офиса SPN Communications.
Василий Воропаев, исполнительный директор Rubrain, выделяет четыре основных предпринимательских навыка сотрудника, о которых мечтает каждый работодатель, — готовность к риску, умение продавать, договариваться и считать деньги. "Речь идет о способности объективно оценивать ситуацию в рамках не только своей должности, но и бизнеса в целом. О способности оперативно генерировать решения, которые имеют значение для управления фирмой, и готовности брать на себя ответственность за их реализацию", — уточняет Сергей Калинчук.
Владимир Виноградов, президент ГК Pro–Vision, добавляет в список предпринимательских качеств способность эффективно распоряжаться имеющимися организационными и интеллектуальными ресурсами. Дмитрий Котов, HR–директор компании Navicon, включает в список умение видеть новые возможности на рынке.
"Мало просто принимать решения, важно уметь быстро вводить их в действие, оценивать результат, делать выводы и двигаться вперед", — поясняет генеральный директор компании "Бизнесюрист" Алексей Филоненко.
Таким образом, предпринимательские навыки — это то главное, что выделяет сотрудника из ряда обычных исполнителей, резюмирует Павел Боровков, генеральный директор компании "Партнеры и Боровков".
Зачем нужны
Важно понимать, что они нужны не во всех компаниях и не для всех позиций, уточняет Елена Беляева, директор департамента по организационному развитию и маркетингу Grundfos. "Предпринимательская жилка — необходимое условие для сотрудников, которые работают, например, в IT, маркетинге и сферах, требующих креативного мышления", — говорит эксперт. Она дает возможность поработать параллельно с несколькими проектами, подчеркивает Василий Воропаев.
В первую очередь предпринимательскими качествами должны обладать ключевые сотрудники компании, добавляет Алексей Филоненко. Наличие таких навыков позволяет повысить эффективность работы и увеличить прибыль компании, отмечает Сергей Калинчук. В результате они экономят компании и деньги, и время.
"Эти люди двигают бизнес, видят изменения конъюнктуры рынка и меняются под него сами, а это основа успеха. Как правило, на таких людях и держится развитие бизнеса", — поддерживает коллегу Равгат Хусаинов, генеральный директор компании LightZen C.M.S.
По словам Павла Боровкова, сотрудники–предприниматели особенно нужны компаниям для преодоления кризисных и нестандартных ситуаций. Именно они не позволяют предприятию войти в состояние стагнации, поясняет Елена Беляева.
"Чем больше таких сотрудников на ключевых позициях, чем четче они понимают свою роль, тем быстрее растет компания", — напоминает Алексей Филоненко.
А вот отсутствие таких качеств у сотрудников приводит к серьезным негативным последствиям для компании, убежден Сергей Калинчук. "Отношение наемного персонала к бизнесу не как к своему делу ведет к тому, что люди стремятся выстроить работу таким образом, чтобы решение принимал кто–то другой. Это выражается в затягивании времени в ситуациях, которые требуют чрезвычайной оперативности. В результате компания может упустить рыночные возможности", — говорит эксперт.
Как развить
"Чтобы развить предпринимательские навыки, необходимо прежде всего давать людям право на ошибку. В компаниях, где руководство наказывает подчиненных за каждый рубль убытка или иные негативные последствия, никогда не вырастет слой инициативных людей", — предупреждает Павел Боровков.
Обеспечить компанию кадрами с развитыми предпринимательскими навыками можно двумя путями, уверен Сергей Калинчук. Первый способ подразумевает привлечение на наемную работу людей с опытом руководства собственным бизнесом. "Так происходит довольно часто, когда крупные компании поглощают более мелкие, а также в годы кризиса, когда рынок труда пополняется разорившимися предпринимателями", — поясняет он
Второй способ — целенаправленное воспитание у сотрудников предпринимательских навыков за счет деловых игр. Хорошо помогают всевозможные тренинги по личностному росту, конфликтологии и борьбе с возражениями, уточняет Василий Воропаев.
Для тренировки ответственности отлично помогает делегирование, говорит Анна Алексеева, генеральный директор PR Partner. Руководителю, чей подчиненный проявляет предпринимательские таланты, следует научиться отпускать ситуацию и, если необходимо, оказывать ему административную поддержку, добавляет Елена Беляева.
"Предпринимательскую культуру надо внедрять постепенно, через организационные преобразования на всех уровнях компании", — говорит Дмитрий Котов. Например, каждый сотрудник должен иметь возможность посчитать собственную прибыль, чтобы понимать, какие его действия могут ее максимизировать. Кроме того, компании необходимо иметь систему, при которой каждый член команды может предложить свою идею по развитию бизнеса, будучи уверенным, что ее рассмотрят вышестоящие менеджеры.
Осознанный риск
Предпринимательские навыки необходимо формировать только у тех сотрудников, которых вы хотите видеть в качестве партнеров, иначе это нерентабельно, предупреждает Алексей Головченко, управляющий партнер компании "ЭНСО". "Если вы не готовы делиться долей в рамках партнерской модели ведения бизнеса, смысла делать из сотрудников предпринимателей нет. Это все равно что рыть себе могилу собственными руками: рано или поздно это выльется в воровство клиентов", — уверен он.
Всегда есть вероятность, что инициативный сотрудник решит открыть собственное дело, считает Сергей Калинчук. "Бояться этого не стоит: пока этого не случилось, работодатель с успехом может пользоваться потенциалом будущего предпринимателя с немалой пользой для себя", — уверен он. Результаты, принесенные таким работником, могут во много раз превосходить риски, поддерживает его Мария Павина, руководитель петербургского подразделения компании
Она приводит в качестве примера такую шутку: "Что, если мы обучим сотрудников за наш счет, а они уйдут? — Хуже, если вы их не обучите, а они останутся".
"Да, если инвестировать в развитие внутренних предпринимателей, часть из них покинет компанию. Но если не инвестировать, то компания покинет рынок", — говорит Дмитрий Котов.
Эксперт поясняет, что в будущем владение предпринимательскими навыками на базовом уровне будет считаться не роскошью, а необходимостью: умения решать нестандартные задачи и видеть экономические перспективы еще не освоенных сегментов рынка будут наиболее востребованными на рынке навыками.