В погоне за новыми идеями. Ретейл развивает интернет-торговлю, чтобы не потерять доход

Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС

Ретейлеры в борьбе за лояльность покупателя экспериментируют с форматами и быстро осваивают современные технологии. Цена нерасторопности — потеря доли рынка объемом 30 трлн рублей.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ходе своего выступления на Неделе российского ретейла подчеркнул, что министерство продолжит работу по снятию барьеров в электронной торговле. В качестве примера он посчитал целесообразным заменить запрет на интернет–торговлю алкоголем четким регулированием этого сегмента. Министр ожидает, что появится больше электронных площадок, не только крупных, как совместный проект "Яндекс.Маркет" и Сбербанка, но и региональных.
Денис Мантуров привел данные по объему интернет–торговли: он превышает 1 трлн рублей. При этом на онлайн приходится только 3% общего объема продовольственного рынка и не более 7% непродовольственного.
X5 Retail Group откроет первый объект в формате dark store в Петербурге осенью. Он будет расположен на юге города, сообщили в пресс–службе ретейлера. Запланированный объем инвестиций в него — 70–90 млн рублей. "Российский рынок онлайн–торговли продуктами в целом и рынок Петербурга в частности имеют огромный потенциал роста. Формат dark store позволяет повысить скорость сбора интернет–заказов", — поясняют в компании необходимость запуска этого формата. Напомним, "Перекресток" запустил интернет–магазин (доставку продуктов из супермаркетов) в прошлом году в столице. Dark store — не новый формат для Петербурга. Так, несколько лет назад "М.видео" переформатировало стандартный гипермаркет в dark store после запуска дорожной развязки, которая, по сути, отсекла пешеходный трафик в магазин.
Для продовольственных сетей интернет–торговля хотя и перспективный сегмент, но крайне сложный из–за огромного количества позиций в ассортименте и сложностей с хранением и доставкой скоропортящихся товаров.
Наибольшего успеха добился петербургский сервис по доставке заказов iGooods. Даже "Карусель" свой пробный проект по доставке собственных продуктов и товаров для жителей Петербурга запустила совместно с iGooods.
Оборот оператора iGooods в прошлом году вырос в 3 раза, до 500 млн рублей. На сентябрь запланирован выход компании в Москву. По плану, до конца года компания будет работать с 40 гипермаркетами в столице и выйдет на оборот 600 млн рублей, рассказал Дмитрий Кунис, сооснователь сервиса. Популярность своего сервиса он связывает с тем, что покупки давно превратились в рутину, потребитель устал, при этом он давно определился с перечнем необходимых позиций в своей корзине. "Заказывают те, у кого мало времени на рутину или кто считает, что у него мало времени", — говорит Дмитрий Кунис.

Для настоящих мужчин

Открытием этого года стала сеть алкомаркетов "Красное и белое". По данным Infoline, компания по итогам 2017 года ворвалась в десятку крупнейших продовольственных сетей страны с выручкой 215 млрд рублей (рост на 48% к итогам 2016 года).
По прогнозу гендиректора "INFOLine–Аналитика" Михаила Бурмистрова, в 2018 году количество алкомаркетов "Красное и белое" увеличится до 6750 объектов, а выручка — до 300 млрд рублей. Эксперт не исключает, что в долговременной перспективе сеть алкомаркетов сможет конкурировать даже с "Лентой": к 2021 году выручка "Красного и белого" имеет шансы составить 500 млрд рублей.
Эксперты отметили успех мобильного приложения "Красное и белое". По данным GFK, в декабре 2017 года, накануне Нового года, почти 3% онлайн–пользователей страны открыли мобильное приложение ретейлера. Среди общего числа покупателей алкомаркетов приложением пользуются 44%. Как подчеркнула Елена Самодурова, руководитель отдела исследований потребительской панели GfK Rus, особенность приложения в том, что оно "мужское": им пользуются молодые мужчины без детей, тогда как традиционный пользователь мобильного приложения продовольственных операторов — замужняя женщина с детьми.
У нас есть проект "Всевидящее око", который позволяет делать несколько вещей: анализ очередей на кассе, анализ товаров на полках. Если количество людей превышает три человека, то поступает сигнал и добавляются дополнительные кассиры. При отсутствии товаров на полках поступает сигнал, правильно идентифицируется отсутствующий товар, и товар восполняется. Также идет тестирование системы распознавания лиц: какие эмоции испытывают покупатели, какие зоны им больше нравятся в магазине. Мы многое пробуем, тестируем, важно быть готовыми, когда эти системы станут актуальными.
Сергей Гончаров
директор по стратегии Х5 Retail Group
Нужно быть релевантными всем аспектам жизни общества, поэтому я не воспринимаю цифровизацию как что–то особенное. Есть три блока, в которых она должна помогать: во–первых, в повышении эффективности (робототехника, искусственный интеллект), во–вторых, в анализе спроса и предложения. Например, "Лента" с 2008 года ввела карты лояльности, у нас есть вся информация — почему приходят покупатели, какие изменения в отрасли. И, наконец, это улучшение коммуникации. Считается, что покупатель сам выбирает на полке, но очень важно поддержать его выбор, предвосхитить его.
Ян Дюннинг
генеральный директор сети "Лента"