Придя в Минтранс из бизнеса, он способствовал развитию десятков проектов частных и подконтрольных государству компаний, на софинансирование которых из бюджета были выделены сотни миллиардов рублей.
Должность заместителя министра транспорта, курирующего водный транспорт, Виктор Олерский занимал с 2009 года. А с 2016 года занял также позицию главы Росморречфлота. За 9 лет в министерстве под его руководством шло распределение бюджетных средств почти на 500 млрд рублей. Только по отраслевой федеральной целевой программе в 2010-2018 годах было заключено контрактов на 200 млрд рублей. Решения Виктора Олерского приносили огромные доходы не только транспортным, но и строительным компаниям. Однако качество и сроки исполнения этих контрактов подрядчиками вызывали критику у контрольных органов.
Щедрой рукой
Среди крупнейших проектов, которые, по данным сайта Минтранса, поддерживало бюджетными деньгами ведомство при Викторе Олерском, — строительство перегрузочного терминала в порту Зарубино и угольного производственно-перегрузочного комплекса "Север" в порту Восточный (основной инвестор — группа "Сумма" Зиявудина Магомедова). Кроме того, в планах государственного софинансирования значилось строительство угольного терминала в бухте Мучке порта Ванино, где работали сразу несколько инвесторов. Во-первых, группа "Колмар" — еще недавно она контролировалась Геннадием Тимченко, который в 2015 году из-за санкций продал свой пакет холдингу УГМК Искандара Махмудова. Во-вторых, группа СУЭК Андрея Мельниченко. В порту Вера господдержку получила компания “Росинжиниринг” петербургского предпринимателя Дмитрия Новикова, известного по строительству горнолыжных курортов.
На проект создания сухогрузного района в порту Тамань из госбюджета также были направлены миллиарды рублей, частными инвесторами в этом проекте значились ростовские и краснодарские аграрные предприятия, а также ряд компаний химической отрасли. На данный момент в порту работает наливной терминал, принадлежащий группе ОТЭКО Мишеля Литвака.
За время работы Виктора Олерского в Минтрансе был также построен подходной канал к порту "Бронка", который до начала этого года принадлежал бизнесмену Дмитрию Михальченко. Сейчас оператором и владельцем комплекса является компания "Феникс" Людмилы Муровой, супруги бывшего руководителя ФСО Евгения Мурова, и бывший заместителя главы ФСБ по Петербургу и Ленобласти Николая Негодова. Кроме того, в последние годы шло строительство порта Сабетта, где перегружается СПГ с завода "Ямал-СПГ" компании "Новатэк" Леонида Михельсона.
"Олерский влияет на весь портовый бизнес и продолжит влиять даже после ухода с должности", — рассказал "ДП" источник, хорошо знакомый с принципом работы отрасли. Тем не менее многое будет зависеть и от того, кто придет на смену замминистра.
По морям, по волнам
Кроме строительства собственно портовых объектов, крупные инвестиции шли и в развитие судостроения. Заказы получили несколько судостроительных компаний, в том числе и германская верфь Nordic Yards Wismar, в те годы подконтрольная семье экс-министра энергетики РФ Игоря Юсуфова. Но позже это предприятие стало объектом расследований европейских правоохранительных органов по делам "русской мафии" и отмыванию выведенных из России денег, сменило владельцев и перестало получать заказы от Минтранса.
В дальнейшем основные заказы, как и до "немецкого эксперимента", получала российская компания, связанная с бывшим бизнес-партнером Олерского Владимиром Касьяненко, который владеет 55,67% ООО "Озёрная верфь" в Ленинградской области. Он же является бенефициаром Невского судостроительно-судоремонтного завода — доля владения по всей цепочке составляет более 50%. Именно этот завод строит по заказу Росморречфлота многофункциональные буксиры-спасатели, и в 2014 году всего на один такой буксир мощностью 2,5-3 МВт ведомство Виктора Олерского выделило 8 млрд рублей. Подобных судов завод строит сразу четыре. За последние 6 лет выпущенные им буксиры-спасатели были направлены: два в порт Новороссийск, два в Мурманск, под одному во Владивосток и на Сахалин.
Летом 2017 года Счетная палата РФ указала, что Росморречфлот не обеспечивает эффективное использование федерального имущества. Речь шла как раз о спасательных судах "Балтика", "Мурман" и "Берингов пролив" и серии судов, названных в честь спасателей, которые вместо спасательных работ в портах приписки были сданы во фрахт нефтедобывающим компаниям. "В выполнении госзадания суда участия не принимают, в план несения аварийно-спасательной готовности не включались", — писали аудиторы.
Сейчас, например, по последним данным навигационной системы MarineTraffic, "Мурман", приписанный к порту Мурманска, находится за тысячу километров от него, вблизи нефтяной платформы "Газпром нефти" "Приразломная" в Печорском море. "Спасатель Демидов", предназначенный для Новороссийска, наоборот, следует в Мурманск. А приписанный к Большому порту Петербурга ледокольный спасательный буксир "Балтика" в последний раз был зафиксирован системой MarineTraffic на шельфе Ямала, где "Газпром нефть" также ведет крупный проект. На подмогу сахалинскому спасательному судну "Берингов пролив" на шельф Сахалина вблизи газоконденсатного месторождения "Киринское" "Газпрома" направлен владивостокский "Спасатель Заборщиков".
По старой дружбе
Начальной ступенью в транспортном бизнесе для Виктора Олерского стало АО "Инфотек-Балтика", еще с начала 1990-х годов занимавшееся экспедированием морских перевозок нефтепродуктов, где будущий замминистра был совладельцем и генеральным директором. Сейчас компания продолжает свою деятельность и контролируется кипрской Capstans Holding Limited. Его конечные бенефициары не раскрываются.
Организации, в названии которых встречается слово "Инфотек", не раз проскальзывали в биографии главы Росморречфлота — это и "Инфотек Флекс", "Инфотек Строй" и другие. До сих пор Виктору Олерскому, согласно данным СПАРК, принадлежит 33,33% ЗАО "Инфортек-Балтика М" (компания осуществляет перевозку грузов в танк-контейнерах), хотя еще в 2014 году сообщалось, что компанию может купить "Трансойл" Геннадия Тимченко. Это акционерное общество было создано в 2007 году Виктором Олерским совместно с Ришатом Багаутдиновым и Владимиром Касьяненко.
Бизнес-партнеры экс-главы Росморречфлота на данный момент распоряжаются несколькими компаниями, третьим участником при этом часто выступает кипрская фирма "Водже Холдинг Лимитед". Кто за ней стоит — также не афишируется. Например, ООО "Компания Инок Карелия", которое помогает российским морякам трудоустроиться на суда под иностранным флагом, и компания "Инок ТМ", также связанная с водным транспортном.
Кроме того, Ришат Багаутдинов владеет частью судоходной компании "Пола Райз" (25%) вместе с все той же Capstans Holding Limited (50%).
Также в России работает судоходная компания "БФ танкер", которой руководит брат экс-замминистра Дмитрий Олерский. Она занимается наливными грузами и является подконтрольной кипрской компании — "Транскемикал Групп ЛТД".
Важной вехой в карьере Виктора Олерского, выходца из Балтийского морского пароходства, являлось его участие в уставном капитале сначала Волжского пароходства, а затем одного из крупнейших в России пароходств — Северо-Западного (СЗП). В дальнейшем Олерский стал совладельцем всего холдинга "Волго-балтийская компания", в который входили СЗП, Волжское пароходство, а также "Волга-флот-танкер", Окская судоверфь и Невский судостроительно-судоремонтный завод.
Северо-Западное пароходство было продано бизнесмену Владимиру Лисину и уже много лет входит в UCL Holding. Участники рынка не исключают, что именно холдинг может стать дальнейшим местом работы Виктора Олерского, но сам он не распространяется о своих дальнейших планах.