Бот–работяга. Эксперты прогнозируют массовое внедрение чат-ботов в российских компаниях

Автор фото: Валентин Беликов

Продвинутые западные компании уже давно "принимают" на работу чат–ботов. Эти незаменимые сотрудники отлично справляются с рутинными задачами и освобождают HR–специалистов для решения более сложных проблем. В России боты пока работают лишь в небольшой части компаний, однако эксперты пророчат их массовое появление в самых разных отраслях.

Западные компании уже вовсю применяют чат–ботов для упрощения кадрового делопроизводства. Они оптимизируют процедуру оформления отпуска, информируют о новых приказах, напоминает о совещаниях, уточняют у сотрудников то или иное решение после встреч и планерок. Их главное преимущество в том, что они никогда не ошибаются, всегда все помнят, не уходят в отпуск и к конкурентам, не требуют зарплаты.
Пока большинство российских компаний настроены по отношению к ботам для HR–нужд довольно скептически, хотя некоторые игроки рынка труда, в основном из IT–сектора, уже активно внедряют их в жизнь. Однако эксперты рынка пророчат массовое появление ботов и в российской корпоративной культуре в самых разных сферах. Мария Болкунова, руководитель направления по подбору и адаптации персонала компании "Свеза", уверена, что этот инструмент будет пользоваться популярностью у отечественных компаний в ближайшем будущем. "Российский бизнес стремится к повышению организационной эффективности и сокращению издержек, а использование чат–бота, например, для внутренних коммуникаций позволяет снизить нагрузку на сотрудников отдела персонала примерно на 50%", — считает она и подчеркивает, что грамотная оптимизация трудовых процессов — основа повышения эффективности.
Идея применения чат–ботов в области HR вполне может прижиться на российской почве, поддерживает коллегу Наталья Ильичева, директор по развитию агентства "Идеи&Решения". "Они могут помочь дисциплинировать работу сотрудников, поддержать рабочий процесс так, чтобы ничего не было упущено. Например, в нашей компании с помощью ботов было бы очень удобно согласовывать подтверждение управленческого учета", — говорит она.

Первопроходцы

"Первопроходцы в России уже есть. В основном это IT–сектор. Это, например, компании "Крок" и Mail.ru — говорит Сергей Порошин, директор по развитию бизнеса Voximplant. Первая, например, на базе мессенджера Telegram и собственных решений внедрила чат–бота, который бронирует переговорки, берет на себя заботу по согласованию командировки, оформлению и печати билетов.
После IT–компаний раньше всех инструменты digital традиционно берет на вооружение ретейл, напоминает Мария Болкунова. "Мы знаем, что HR–бот уже есть у сети магазинов Leroy Merlin и Headhunter", — говорит Анна Власова, руководитель отдела лингвистики компании — разработчика чат–ботов "Наносемантика".
За ними, пророчат эксперты, последуют финансовые институты. "Банки в России уже внедрили чат–ботов для взаимодействия с клиентами. Переход ботов на внутреннюю коммуникацию — это только вопрос времени", — считает Вероника Гуркина.

Пример из практики

"Привет! Меня зовут Донат, я дружелюбный и способный бот", — такое сообщение раз в 2 недели видят сотрудники компании Skyeng. Бот самостоятельно создает случайные пары и таким образом объединяет удаленных работников для неформальных разговоров во время обеденного перерыва.
"Лишь 10% наших сотрудников работают в офисе, остальные — удаленно из разных точек мира. Мы активно используем ботов, в частности для HR–целей и внутренних коммуникаций", — подтверждает Полина Лаптева, менеджер по внутренним коммуникациям Skyeng.
Также в компании есть бот Geekbot, который работает с руководителями компании. В конце месяца он задает каждому из них несколько вопросов о результатах отдела и планах на следующий месяц. "Ответы автоматически попадают в отдельный канал, доступный всем сотрудникам, так что любой желающий может всегда оставаться в курсе развития событий в компании", — поясняет Полина Лаптева.
Феликс Скворцов, руководитель направления "Цифровые решения для бизнеса" КРОК, объясняет, что чат–бот помогает его компании в адаптации новых сотрудников: например, проводит по основным чек–пойнтам в офисе: отдел кадров, столовая и прочее. "Кроме того, чат–ботов мы используем для запуска внутреннего обучения в компании, что позволяет сэкономить около месяца работы одного HR–cпециалиста", — подчеркивает он.
Если раньше организация внутренних курсов по английскому занимала 3–4 недели работы специалиста, то теперь бот сам собирает список желающих, отправляет им тест на проверку знаний, уточняет время занятий, делит сотрудников по группам и бронирует под занятия переговорки. А чат–бот компании "Диджитал Дизайн" позволяет согласовывать документы, исполнять поручения и получать корпоративную информацию из системы.

Стоимость внедрения

Стоимость бота будет зависеть от его функционала, потребностей и масштабов бизнеса. На сумму влияют проработка диалогов, сложность административной панели, интеграция с другими программами, сложность его поддержки, говорит Вероника Гуркина. Она объясняет, что цены на ботов для HR сейчас начинаются от 500 тыс. рублей. Можно не заказывать собственную разработку, а купить уже имеющееся на рынке решение.
Известно, что компания Emny, автоматизирующая рекрутинг "ВКонтакте", в ближайший год готовится выпустить бота, который возьмет на себя основные функции кадрового отдела и делопроизводства. А ChatFirst уже разработала бота, который отвечает на основные вопросы сотрудников о пребывании в компании.
Но внедрение бота может быть и абсолютно бесплатным: чат–боты для некоторых мессенджеров находятся в открытом доступе и настраиваются под конкретные нужды.

Сложность адаптации

Консерваторы считают, что взрослые сотрудники, скорее всего, будут решать вопросы по старинке и игнорировать ботов. Общаться с ними будет молодежь, а время на адаптацию возрастных сотрудников сведет на нет эффект от бота.
"Сотрудник может легко не ответить боту, а игнорировать живого HR–менеджера сложнее, — рассуждает Полина Лаптева. — Все будет зависеть от того, насколько бот облегчает жизнь сотрудника или усложняет".
Скорость адаптации к ботам, по словам Марии Болкуновой, будет напрямую зависеть от категории персонала, который будет вынужден находить с ботом общий язык, а также от сферы деятельности компании.
Так, сотрудники IT–компании привыкнут к новому digital–инструменту быстрее, чем работники производства. "Как показывает наша практика, при внедрении новых инструментов на адаптацию уходит в среднем от 2 до 6 месяцев", — говорит Мария Болкунова.
Дмитрий Кондин, основатель компании Sitebill, уверяет, что любому сотруднику будет спокойнее, если выдавать зарплату, отправлять его в отпуск и оформлять больничный будет бот, а не человек. "Это и быстрее, и точнее", — подчеркивает он.
Если компания хочет быть конкурентоспособной, она обязательно в той или иной степени будет использовать искусственный интеллект вне зависимости от того, как будут воспринимать сотрудники эти изменения, резюмирует Алексей Хахунов, сооснователь компании Dbrain.

Эффект от бота

Использование бота снижает затраты минимум на 20%, уверена Мария Болкунова. "Робот примерно в 2 раза дешевле человека: он может работать круглосуточно, без выходных и больничных, и его всегда можно обучить новым функциям", — подчеркивает Сергей Порошин, директор по развитию Voximplant.
Эффект может быть самый обширный: от снижения затрат на коммуникационную поддержку различных задач компании до повышения уровня ответственности за поставленные задачи отдельных категорий сотрудников и формирования полезных привычек, говорит Наталья Ильичева.
Чат–бот является интерфейсом для HR–решений на базе искусственного интеллекта, значит, в будущем они возьмут на себя не только автоматизацию кадрового делопроизводства, но и более сложные задачи, которые выведут бизнес–процессы на совершенно новый уровень, уверен Алексей Хахунов, сооснователь компании Dbrain. "Например, одно из таких решений позволяет предсказывать возможность мошенничества со стороны сотрудника на основании анализа его поведения", — уточняет эксперт.
"Автоматизация — это всегда хорошо. Важно, чтобы она опиралась на выстроенные бизнес–процессы: нельзя автоматизировать хаос. Чат–бот не поможет составить повестку или резюме встречи, если в компании эти процедуры не отлажены", — напоминает Мария Орлова, руководитель отдела по работе с вузами и брендом работодателя СКБ "Контур".