Власти решили, что пора сделать рынок грузовых автомобильных перевозок цивилизованным. В скором времени перевозчики, игнорирующие требования закона, выехать на трассу не смогут.
Госдума совместно с комитетом по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ готовят проект закона "О грузовых автомобильных перевозках". Основной целью декларируется выведение рынка из тени, а также снижение уровня опасности на дорогах.
В том числе документ должен будет помочь наполнить госбюджет дополнительными финансовыми средствами. Перевозчики по-разному относятся к возможному введению новых правил: кто-то видит в этом плюсы, а некоторые уже готовятся к поиску обходных путей.
Серая зона
Ни власти, ни сами перевозчики до конца не знают структуру рынка грузовых автоперевозок. По данным агентства "Автостат", в России на 1 января 2018 года насчитывалось 3,73 млн грузовых автомобилей, из которых 1,75 млн, то есть 47%, зарегистрировано на физические лица.
Именно частники сегодня считаются корнем всех проблем в отрасли — плохих дорог, высокой аварийности. Как правило, система действует так: отработав какое-то время на компанию, водитель приобретает собственный автомобиль и уходит в свободное плавание.
По запросу "грузовые перевозки" на сайте Avito можно найти тысячи предложений от частников, которые готовы быстро и дешево перевезти любой груз. Также дальнобойщики находят себе работу через так называемых диспетчеров, которые получают заказы от грузоотправителей и путем обзвона находят водителя, готового осуществить перевозку, забирая при этом свой процент.
Перевозчиков можно распределить на три группы: компании, индивидуальные предприниматели (ИП) и физические лица. Первые две отличаются между собой в первую очередь масштабом и формой налогообложения, и к ним претензий государство практически не имеет.
Пристальное внимание властей направлено на частников, многие из которых занимаются коммерческой деятельностью, не выплачивая налоги. В сегменте грузовых автоперевозок бюджет России, по экспертным оценкам, недополучает НДС на сумму около 500 млрд рублей ежегодно.
Всех на карандаш
Документ, который пока что только готовится, должен будет способствовать легализации рынка. Планируется создание реестра перевозчиков, для попадания в который будет необходимо выполнить целый ряд требований. Одним из инициаторов закона выступила ассоциация перевозчиков "Грузавтотранс".
По словам руководителя сообщества Владимира Матягина, человек, прежде чем прийти в сферу оказания услуг по грузовым перевозкам, должен понимать основу работы этого бизнеса — одного водительского опыта в данном случае явно недостаточно.
Необходимо знать законы и подзаконные акты, регламентирующие деятельность в сегменте грузовых перевозок, а также понимать экономические особенности этого бизнеса. Все это должно будет подтверждаться документами и сертификатами. Но пока что механизм подтверждения знаний до конца не проработан.
"За основу планируется использовать систему допусков к международным перевозкам, но необходимо проработать ее под внутренний рынок", — рассказал Матягин. Среди будущих требований для допуска на рынок также создание коммерческой организации либо регистрация индивидуального предпринимательства.
Дополнением к документу может стать еще один закон, который ограничит использование физическими лицами автомобилей грузоподъемностью свыше 2,5 тонн не в личных целях, в частности для провоза грузов за плату. Также перевозчики должны будут отчитываться о техническом состоянии автомобиля и здоровье водителя. На машинах надо будет установить тахографы, систему "Платон", ГЛОНАСС — только в этом случае перевозчик будет допущен к работе. Раз в год свой статус необходимо будет подтверждать, и это касается как технических и правовых аспектов, так и вопроса финансовой состоятельности субъекта.
По задумке инициаторов закона, для перехода к новой системе нужно будет подготовиться и предусмотреть переходный период, чтобы не отсечь разом огромную часть рынка.
Выхода нет
Компании-перевозчики на будущий закон смотрят с надеждой. "Правила должны быть для всех одинаковыми, а сейчас всю налоговую нагрузку несем на себе только мы", — рассказал Илья Романов, директор ООО "Евро-Транзит" и ООО "Контейнерный Транзит".
По его словам, конкурировать с частниками компаниям позволяет высокий уровень сервиса: за него грузовладельцы готовы платить больше ради сохранности груза и четких сроков доставки.
Сами частные перевозчики объясняют свои действия невозможностью работать по закону. "Если я буду платить налоги, я буду работать в убыток, а поднимать цены мне не позволяет конкурентная среда. Если я повышу тариф, всегда найдется тот, кто повезет дешевле", — рассказал "ДП" частник Роман.
Он также отметил, что контролирующие органы обычно рады нарушителям, так как те позволяют им неплохо заработать. Тоже нелегально. Те, кто пользуется услугами перевозчиков, неоднозначно смотрят на возможные перемены. "Порядок на рынке навести хотелось бы, но клиенты не поймут нас, если мы поднимем цену на $30-40 за контейнер. Поэтому и приходится обращаться к водителям на КамАЗах, чтобы каким-то образом удерживать цены на приемлемом уровне", — поделился начальник коммерческого отдела стивидорной компании "КЦТЛ" Сергей Лонцих.
Сергей Петросян, член совета директоров АО "Совавто — С. Петербург":
“
Сейчас на рынке перевозок интересы разных групп сложились воедино. Перевозчикам необходима добросовестная конкуренция, государству — деньги в бюджет, а обычным людям хочется просто остаться в живых и избавиться от этого беспредела на дорогах. Бояться требований стоит только тем перевозчикам, кто хочет заработать легко и незаконно. Конечно, для потребителя стоимость перевозок возрастет, но это не так уж много по сравнению с тем, сколько жизней мы ежегодно теряем на дорогах из-за безответственности и непрофессионализма.
Денис Силаев, гендиректор ООО "Транспортная Компания Магистраль":
“
Введение реестра перевозчиков приведет к дублированию госаппарата. Есть налоговая служба, технадзор, страховой надзор и многие другие органы, которые ответственны за соблюдение законов. Как они отслеживают все это — вопрос другой. Риск состоит в том, что с созданием критериев выхода на рынок малый и средний бизнес могут не выдержать нагрузки. Выиграют от этого только крупные перевозчики, которые смогут диктовать свои правила и избавятся от неудобных конкурентов.