Городские власти активизировали демонтаж вывесок, которые не соответствуют новым правилам благоустройства и эстетическим регламентам. Владельцы торговых объектов и рекламные агентства считают новые требования излишне жесткими. На круглом столе в редакции "ДП" представители бизнеса обсудили с чиновниками, как можно откорректировать этот документ.
Сергей Серезлеев, председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ:
У нас есть портал "Наш Санкт–Петербург" — один из успешных ресурсов по выстраиванию коммуникации между властью и жителями. Комитет по печати за прошлый год получил 30 тыс. жалоб на этот портал, их них порядка 80% касались информационных конструкций. С начала года поступило 13 тыс. жалоб. Большая часть планируемой работы по демонтажам осуществляется на основании поступивших жалоб. Безусловно, мы пытаемся системно работать. За 2 года мы выявили около 2 тыс. незаконных информационных конструкций на основных магистралях — Невском, Московском пр. С начала года было снесено 3 тыс. информационных конструкций, рекламных конструкций — около 6 тыс.
Раньше мы через торги выбирали подрядчиков, к сожалению, их эффективность была низкой. Сейчас подведомственное учреждение обеспечивает 90% демонтажей. Недавно было принято решение об увеличении штата демонтажников до 45 человек. Это позволит нам оперативно реагировать на те жалобы, которые к нам сыплются. Мы сносим только тех, у кого нет никаких разрешений.
Есть поручение губернатора Георгия Полтавченко — конструкции, которые были согласованы до января 2017 года, до принятия постановления № 40 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт–Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов…", попадают под мораторий на снос. Новые требования на них не распространяются. Я считаю, что постановление № 40 — это большой успех, в нем прописаны все требования как для рекламных, так и для информационных конструкций. Ни в одном субъекте РФ нет таких документов, к нам уже обращаются из других регионов, хотят его повторить у себя.
Роман Шохин, начальник отдела развития и управления недвижимостью Северо–Западного дивизиона торговой сети "Перекресток":
Я согласен с тем, что вы сказали, Невский пр. действительно стал лучше выглядеть. Недовольство бизнеса вызвано другим — для первых этажей жилых домов достаточно вывесок тех габаритов, которые вы прописали в постановлении № 40. Это подходит для офисов банков, которые занимают небольшие помещения площадью 200–300 м2. Но есть отдельно стоящие объекты торговли, крупные торговые центры. У нас в Петербурге порядка 20 объектов в собственности общей площадью 2–3 тыс. м2. На крупном объекте маленькая вывеска незаметна. Кроме того, мы сразу видим реакцию потребителя. После того как к нам пришло предписание, мы демонтировали вывеску своими силами и повесили новую значительно меньшего размера, продажи значительно сократились. В стандартах должны быть прописаны подробные матрицы — в каком районе, при какой окружающей застройке, в каких локациях можно размещать вывески. Нужно более детально прописать требования к вывескам для разных районов, для разного типа торговых объектов. Мы готовы их выполнять, готовы участвовать в их разработке, готовы предлагать компромиссы.
Лариса Канунникова, заместитель председателя КГА:
Хочу сказать одно — мы не против того, чтобы какие–то позиции в постановлении № 40 оспаривались. Сейчас мы анализируем поступившие пожелания и в июле–августе будем выставлять поправки на общественное обсуждение. Предложения, поступившие от бизнес–сообщества, тоже будут рассмотрены наравне с предложениями от граждан.
Основные проблемы, которые возникают, — это прежде всего несогласие жителей с тем количеством рекламы, которое сейчас есть на фасадах города. Ситуация очень сложная, особенно для центральных районов города. Мы получаем на портал "Наш Санкт–Петербург" где–то тысячу обращений каждый месяц с требованием о снятии рекламы.
Мы готовы слушать вас, но и вы должны нас услышать. Мы же не против того, чтобы у вас была реклама и информационные конструкции, но нужно, чтобы они выглядели достойно. Раз мы говорим, что Петербург — это культурная столица, давайте вести себя соответственно. Для чего обклеивать все фасады вывесками? Одной вывески будет достаточно, чтобы люди понимали, что это ваше заведение. Накопительный период для нашего бизнеса уже прошел. Пора переходить в новую стадию — достоинства.
Сергей Серезлеев:
Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией: на одном здании крышные установки, вывески на фасаде, консоли, выносные конструкции и еще несколько флагов. Такой азиатский стиль получается. Мы готовы вас услышать, но давайте уменьшать количество вывесок, не 50 на одном здании, а пять, но хороших и действительно красивых.
Ольга Волкова, председатель комитета по торговле Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты:
Если в августе будут общественные слушания, то в какой форме они будут проходить — в очной или в электронной? Можно прогнозировать, что будет большое количество мнений от граждан, важно, чтобы на их фоне не потерялась позиция профессионального сообщества, b2b. На очные слушания приходят самые активные, пассионарные жители, которые справедливо возмущаются наличием в городе рекламного "мусора". Если публичные слушания будут проводиться в районах города, то предпринимателям будет сложно участвовать во всех. Мнение членов Торгово–промышленной палаты заключается в том, чтобы провести процедуру оценки регулирующего воздействия через комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт–Петербурга. Письменный опрос через Интернет позволит расширить аудиторию и более точно сформулировать предложения в постановление правительства Санкт–Петербурга № 40.
Лариса Канунникова:
Сейчас этот вопрос обсуждается с юридическим комитетом. Скорее всего, слушания будут проходить во всех 18 районах города при администрациях районов в очной форме. Мы не собираемся там выбирать приоритетные мнения. Мы как органы власти должны услышать тех горожан, которые придут на эти слушания. Приглашены будут все. У меня большая просьба к бизнес–сообществу не поднимать негатив. Используйте этот шанс подать поправки, потому что каждый год мы не будем пересматривать законодательство.
Светлана Пронина, директор по недвижимости FORTGROUP:
У нас есть много торгово–развлекательных комплексов, все они находятся за пределами зоны регулирования застройки. Информационные конструкции на них были согласованы в разное время. Крышные установки в одно время, отдельные конструкции — в другое. Условно, на здании есть 35 конструкций, на 20 из них истек срок действия разрешений, и мы их сейчас согласовываем, при этом у 15 вывесок разрешения действующие, они могут размещаться до 2022 года.
Когда мы приносим на согласование новый проект благоустройства, в рамках которого согласовываем вывески, мы сталкиваемся с тем, что нам говорят: уберите все не соответствующие действующим нормам конструкции, несмотря на наличие разрешения, и сделайте все в соответствии с новыми нормами. Могут ли вывески, согласованные ранее, если срок действия разрешений еще не истек, не фигурировать в новом проекте благоустройства? Или они в нем учитываются в существующем виде? Какой подход у города в этом?
Сергей Серезлеев:
Такого быть не должно. Если разрешение получено, оно действует на весь срок.
Роман Шайхайдаров, председатель комиссии по рекламе и информации общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга:
То, что реально происходит в жизни, сильно отличается от той идеальной картины, которая была озвучена. Мораторий на снос как решение наверху существует, но на земле, к сожалению, этого нет. Предприятия, у которых есть разрешения, полученные до выхода постановления № 40, регулярно получают предписания на демонтаж.
В отношении жалоб горожан — большинство жалоб, особенно в историческом центре, направлены на незаконную рекламу, на объявления, на надписи. Портал этого не дифференцирует и все относит к информационным конструкциям. Это некорректно. Больший урон городу наносится не информационными вывесками, размер которых может отличаться от принятых на 5 см, а тем, что на эту вывеску сверху клеят объявления об оказании самых разных услуг, в том числе и сексуальных. В Москве в пределах Садового кольца рекламы почти нет, но за пределами этого контура большое количество разных видов рекламоносителей и информационных конструкций. Москва нашла баланс между территориями, это хороший пример, который мы можем перенять.
Сергей Серезлеев:
В этом есть смысл. Даже если говорить об охранных зонах, то они в Петербурге четко определены и имеют свои границы. Может, определенные информационные конструкции будут украшать спальные районы. Это вопрос для обсуждения.
Дмитрий Орлов, директор петербургского филиала Russ Outdoor:
Если говорить о городе, то существует инвестиционно привлекательный и непривлекательный климат. В Петербурге он инвестиционно привлекательный. Какие–то детали, конкретика по поводу мест, количества, внешнего вида конструкций — это частности. Для нас как для бизнеса очень важно, чтобы позиция города была четкой и последовательной. Мы привлекаем известных дизайнеров, архитекторов для разработки наших рекламных конструкций. Все это стоит недешево. Чтобы все это в Петербурге внедрять, мы должны понимать, что механизмы и правила, которые сейчас существуют, будут работать в долгосрочной перспективе. Только когда клиенты, заказчики и исполнители будут действовать по одним правилам, можно планировать долгосрочные инвестиции, которые только повысят привлекательность Петербурга. Самое главное — это последовательная позиция города, тогда можно выстраивать бизнес–модель, остальное — это детали. Город нас слышит, мы в контакте, остальное можно урегулировать и уладить.
Сергей Мохнарь, генеральный директор "ПСК–недвижимость":
Введение единого эстетического регламента — задача непростая, требующая глубочайшей экспертизы. Цель, безусловно, благая — очистить фасады домов от рекламного "мусора", подарить возможность наслаждаться красотой Петербурга. Здесь я целиком на стороне городских властей. Но вот чем именно руководствовались непосредственно авторы нового регламента, не до конца понятно. Принятые решения неоднозначны. Возьмем часть регламента со списком шрифтов. Во–первых, он не учитывает особенности товарных знаков, лишая индивидуальности каждый бренд. Во–вторых, непонятен выбор шрифтов в принципе. Некоторые из них просто не подходят целому ряду архитектурных стилей Петербурга. Если бы, к примеру, существовал перечень стилей и соответствующих им шрифтов в вывесках, то логика бы прослеживалась. Пока же больше вопросов. Думаю, петербуржцы еще помнят историю с новыми табличками с названиями мостов, которые оказались настолько не в эстетике города, что были в порядке частной инициативы возвращены к историческому виду одним художником. Не хочется просто так критиковать, но к подобным инициативам нужно подходить действительно осторожно. Думаю, что регламент должен быть, но его стоит пересмотреть с привлечением большего числа экспертов из архитектурных бюро, дизайнеров городских пространств и градозащитников.