Сегодня, 4 июля, Законодательное собрание Петербурга рассмотрит в первом чтении законопроект о раздельном сборе твердых коммунальных отходов (ТКО). Эксперты рынка опасаются, что проект может не достичь цели спасти экологию, зато станет причиной создания взяткоемкого бизнеса объемом до 1,4 млрд рублей ежегодно.
Законопроект предусматривает необходимость установки у каждого жилого дома дополнительных контейнеров: оранжевого цвета для сбора опасных отходов (батарейки, аккумуляторы, ртутные лампы) и желтого цвета — для полимерных (полиэтилен, ламинированная бумага, ПВХ, полипропилен и тому подобное). Ответственность за организацию раздельного сбора предлагают возложить на управляющие организации, а также собственников и арендаторов квартир и коммерческих помещений.
Благие намерения
Проект закона был внесен в апреле депутатами из комиссии по экологии и природопользованию Марией Щербаковой, Романом Ковалем, Сергеем Купченко и в конце прошлой недели одобрен комитетом по законодательству. В пояснительной записке сказано, что полимерные отходы являются вторичным сырьем и могут продаваться производителям и переработчикам. Система раздельного сбора должна начать работать, согласно проекту, с января 2019 года.
Решение о внедрении системы было принято городским правительством в ноябре 2017 года. Говорили, что первым этапом станет извлечение опасных фракций из состава твердых коммунальных отходов (ТКО), так как они больше прочих влияют на экологию.
В комитете по благоустройству Петербурга в апреле подчеркивали, что также участвовали в работе над законопроектом. За прошлый год, по данным комитета, в городе уже появилось около 300 контейнеров для сбора опасных отходов, а до конца 2018 года такие контейнеры должны быть установлены на всех контейнерных площадках (около 9 тыс.).
Эксперты и участники рынка считают, что законодательная инициатива вызвана политическими причинами, а именно вниманием к теме захоронения и переработки отходов со стороны федеральных властей.
"Политически это абсолютно верное решение: опасные отходы надо собирать отдельно, и внутри ЗС авторы получат свои заслуженные баллы, — считает председатель совета директоров СРО "Санкт–Петербургская ассоциация рециклинга" и экс–глава городского управления по обращению с отходами Всеволод Хмыров. — Однако действия в сфере бизнеса методом указивок чаще всего превращаются в банальную декларацию и демагогию".
Суровая реальность
Реализация законопроекта, полагают специалисты, может натолкнуться на протест прокуратуры и саботаж со стороны управляющих организаций. Опасные отходы нельзя собирать на одних площадках с ТКО, поскольку к этим видам отходов предъявляются разные требования, настаивают в АО "Автопарк №1 "Спецтранс". Поэтому для начала чиновникам требуется вместе с Роспотребнадзором создать новый регламент по использованию таких объединенных площадок, убежден гендиректор этой компании Анатолий Язев. В противном случае прокуратура просто опротестует действия властей.
Вокруг площадок должна быть создана санитарно–защитная зона, а хранение опасных отходов требует лицензии, которой у 99% управляющих компаний точно нет, настаивает президент холдинга "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко. "А раз нет лицензии — придет УБЭП, будет возбуждено уголовное дело по ст. 247 УК, — рассуждает бизнесмен. — Это до 2 лет колонии, а если рядом на площадке окажется погибшее животное, то до 5 лет".
Управляющие организации по закону не имеют прямого отношения к сбору мусора, это коммунальная услуга, напоминают в АО "Автопарк №1 "Спецтранс". Поэтому заниматься этим должен либо региональный оператор по обращению с отходами, либо сами УК — введя новый тариф для собственников помещений либо получая субсидии из бюджета. Однако законопроектом расходы из бюджета на реализацию инициативы не предусмотрены.
Несколько лет назад комитет по благоустройству, вспоминают участники рынка, уже выступил инициатором расстановки по всем придомовым контейнерным площадкам Петербурга боксов (общей стоимостью около 800 млн бюджетных рублей) для раздельного сбора отходов. В течение 2 лет управляющие организации платили по 5 тыс. рублей в месяц с дома. "Эдакий бизнес по–русски. А куда вывозили лампочки и батарейки — кто знает? — рассуждает один из участников рынка. — Количество возмущений перевесило доходность этого взяткоемкого бизнеса, и проект закрыли".
Источник допускает, что нынешний законопроект может стать поводом возобновить подобный "взяткоемкий бизнес". В расчете на город он может приносить в год (с учетом прежнего размера платы) около 1,38 млрд рублей выручки. "Не будем забывать, что на самой поставке новых специализированных контейнеров кто–то тоже неплохо заработает", — говорит участник рынка.
Подальше от нас
По факту в Петербурге уже и так работает раздельный сбор мусора, напоминают игроки рынка.
В городе собирают на переработку пластиковые бутылки, жестяные банки, макулатуру — как правило, руками маргиналов, рассказывают в СРО "Санкт–Петербургская ассоциация рециклинга". Сейчас бюджет выделяет около 200 млн рублей в год на сбор опасных отходов, уверяют в СРО, за счет чего, по некоторым данным, утилизируется около 2 тыс. ртутных ламп. "При объемах отходов, генерируемых Петербургом, это просто имитация бурной деятельности", — сетует Всеволод Хмыров.
Самая важная проблема, согласны все эксперты, — отсутствие легального места захоронения опасных отходов. Специализированный полигон Красный Бор уже несколько раз закрывали и снова открывали, после того как промышленные предприятия накапливали новый запас отходов. В начале июня 2018 года вице–губернатор Петербурга Михаил Кучерявый заявил, что чиновники выбирают схему рекультивации закрытого полигона.
"Но ведь опасные отходы куда–то вывозятся и сейчас! Мало кто действительно может позволить себе хранить их на своей территории, — уверен Владимир Хильченко. — Скорее всего, вывозят на обычные полигоны вперемешку с остальным мусором. Ведь ближайшие легальные полигоны опасных отходов — где–то в районе Красноярска".