С 1 августа ФНС опубликует данные российских компаний. Как это отразится на рынке организаций, проверяющих контрагентов, исследовал "ДП".
Налоговая служба запускает неоднократно анонсированный новый сервис "Прозрачный бизнес". С 1 августа налоговики обещали выложить в открытый доступ свою базу.
При этом ФНС не будет публиковать все данные одномоментно, а откроет их поэтапно. С 1 августа, например, раскроют среднесписочную численность сотрудников за год. Также будут обнародованы данные о налоговых спецрежимах, которые применяют организации. С 1 октября ФНС раскроет данные о доходах и расходах из бухотчетности, о суммах уплаченных налогов, сборов, страховых взносов. С 1 декабря налогоплательщики смогут увидеть задолженность по налогам и сборам предприятий, пеням и штрафам, а также налоговые правонарушения и меру ответственности за их совершение.
Еще в 2016 году в ст. 102 Налогового кодекса РФ были внесены изменения, и перечисленные выше сведения перестали быть налоговой тайной. "При принятии соответствующих поправок в ст. 102 законодатель разрешил раскрывать только ту информацию, опубликование которой не причинит ущерба коммерческим интересам самого налогоплательщика. Фактически разрешено раскрывать только информацию, которую сегодня компании и так включают в финансовую отчетность, являющуюся публичной", — говорит Михаил Орлов, руководитель департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ.
Для споров с плательщиками
Как считают эксперты, ФНС делает это для того, чтобы налогоплательщики заранее видели пробелы контрагентов и учитывали их в своих отчетах. "Налоговая получит дополнительный аргумент в споре за свое право доначислять налоги. Типа "вы имели возможность и должны были проверить контрагентов по базе данных". Возможно, это приведет к тому, что однодневкам придется формировать более правдоподобную отчетность, что повысит цены на их услуги", — говорит Анатолий Симонов, глава Ассоциации бухгалтеров малых предприятий.
Похожей точки зрения придерживается Светлана Миролюбова, директор Института правового регулирования экономики. "В данном случае ФНС при возникновении спора с налогоплательщиком может сослаться на то, что ему была доступна информация о контрагентах, которую ФНС опубликует. Для бизнеса важно знать, с кем имеешь дело", — говорит Светлана Миролюбова. Впрочем, многие эксперты оценивают идею сервиса положительно.
"Мы часто слышим от клиентов нашей компании фразу "если бы мы только знали тогда". Искренне надеемся, что в результате раскрытия информации налоговой подобных "если бы" станет гораздо меньше. Прозрачность будет способствовать качественным бизнес–решениям", — говорит Андрей Дронов, гендиректор юрфирмы "Вектор права".
Удар по СПАРК
Правда, с точки зрения Светланы Миролюбовой, лишатся заработка компании, которые собирают информацию о контрагентах на платной основе.
Рынок бизнес–данных в России появился гораздо позже, чем на Западе, — ему чуть больше десятка лет. Объем этого рынка оценивают в несколько десятков миллиардов рублей, но назвать точную цифру не берутся ни аналитики, ни сами игроки.
Среди крупнейших компаний — "СПАРК Интерфакс" и "Контур. Фокус".
"Для таких компаний, вроде СПАРК и "Контур. Фокус", нововведение значительно усложнит работу и вообще может когда–нибудь оставить не у дел", — считает Алексей Терехов, заместитель гендиректора юрфирмы "ЮСТ.АС".
По словам эксперта, теперь любой желающий сможет увидеть опубликованную информацию на сайте налоговой, без обращения к специализированным организациям. С точки зрения Анатолия Симонова, СПАРК торгует не балансами и оборотами компаний, а прежде всего связями между предприятиями и их учредителями. "Компании, как правило, не проверяют контрагентов по открытым данным, даже по данным ФНС, это специальным образом подготовленные данные, которые должны быть именно такими. Если компания хочет выяснить истинное положение дел, они будут пользоваться другими источниками", — заключает эксперт.