Беспилотные автомобили в роли такси или каршеринга станут обычным явлением в России уже в 2020–2021 годах, заявляют специалисты "Яндекса". В Москве уже вовсю идут эксперименты, а вот петербургские власти от слов к делу пока не переходят.
В июне компания "Яндекс" в очередной раз проверила свой беспилотник, пустив его в путешествие из Москвы в Казань. Результаты заезда разработчики оценивают как отличные. По словам руководителя беспилотной программы "Яндекс.Такси" Дмитрия Полищука, машина прошла 99% пути в автономном режиме, то есть без помощи водителя. И только 1% времени заняли остановка, заправка и особо трудные участки дороги, с которыми автоматическая система управления не справилась.
Догнать, а возможно, и перегнать амбициозный "Яндекс" стремился холдинг "Волгабас" со своим проектом беспилотного общественного транспорта "Матрешка". На днях СМИ прогремели известием о возможном банкротстве компании–разработчика. Однако это, судя по всему, локальный конфликт разработчиков. Долги ООО "Бакулин Моторс Групп" небольшие — 0,6–4,7 млн рублей, а большинство исков суд ранее оставил без движения. В компании информацию о приостановке работы над проектом опровергли: наоборот, уже в ближайшие 2–3 года волжский производитель намеревается выйти на серийное производство.
Свой проект есть и у петербуржцев. Беспилотник компании "Старлайн" в эти выходные удивил московских гостей фестиваля Geek Picnic. Правда, о серьезных планах говорить пока не приходится. Базово компания занимается системами безопасности для спутникового отслеживания автомобилей, а беспилотники — это скорее научный эксперимент.
Дорогое удовольствие
Чтобы создать работающий продукт, нужны серьезные вложения. По словам представителей "Старлайна", на один беспилотный автомобиль обычно устанавливают от одного до пяти лидаров (лазерная система, измеряющая расстояние до другого объекта), стоимость каждого — $7–125 тыс. за штуку. "Сейчас один беспилотный автомобиль вместе с датчиками и компьютерами внутри стоит как две–три новые пилотируемые машины такой же модели", — сетуют в компании.
Однако постепенно цены снижаются. Первые беспилотные автомобили стоили по $100 тыс. каждый, в 2017 году эксперты оценивали их уже в $35 тыс. Через 10 лет, по прогнозам, цена может снизиться и до $3–5 тыс.
Естественные препятствия
Оплатить нужно и модернизацию инфраструктуры — создание единого информационного пространства для города, где будут работать беспилотники. Также нужно нанести специальную разметку, подключить к облаку светофоры, нарисовать высокодетализованную 3D–карту городских дорог, говорят в "Старлайне".
Отмечают эксперты и плохие дороги, а также климатические особенности страны. "Технология управления в России разработана, то есть сделано полдела. Но осталось адаптировать ее ко многим российским реалиям: плохим дорогам, снежным заносам, условиям плохой видимости", — рассказал руководитель направления "Робототехника и искусственный интеллект" ИТ–кластера фонда "Сколково" Павел Кривозубов. Он считает, что беспилотники появятся на дорогах через 5 лет.
В "Сколково", кстати, на днях объявили специальный конкурс на создание беспилотника, способного передвигаться в экстремальных климатических условиях: при отсутствии дорожной разметки, низкой видимости и в девятибалльных пробках. Учитывая российскую специфику, есть все шансы создать уникальный в мире продукт.
Сплошное беззаконие
Еще одна сложность — отсутствие правового поля. Никаких технологических стандартов для программируемых автомобилей в нашей стране не существует. В мае на юридическом форуме в Петербурге премьер–министр Дмитрий Медведев пообещал, что законы появятся в течение года.
Однако пока небольшие подвижки есть только в столице. В июле "Яндекс" заключил соглашение с властями Москвы, которое позволит провести на улицах тестовые испытания и подготовить регламент работы беспилотников в столице. Что это было — пиар или реальные намерения, увидим уже через месяц, после выборов мэра.
Что касается Петербурга, то развитие беспилотного транспорта прописано в программе "Умный город". В комитете по информатизации говорят, что работа ведется, однако в профильных комитетах (по транспорту, по транспортному развитию) "ДП" сообщили, что темой пока не занимаются.