Резкие скачки валютного курса привели к тому, что продажи в онлайн-магазинах рухнули на 20% в августе. К такому выводу пришли исследователи из проекта по аренде онлайн-касс "Атол Онлайн".
По наблюдению компании, количество чеков в сегменте e-commerce сократилось на 20%, однако сумма чека одновременно выросла на 16%.
Пугают валютные скачки
"По нашему мнению, это может указывать на то, что россияне опасаются дальнейшего роста курса валюты и повышения цен, поэтому вкладывают деньги в товары длительного пользования, либо приобретают предметы, покупку которых давно откладывали", — указывает Юлия Носова, руководитель "Атол Онлайн".
"Атол" проанализировал среднесуточную динамику финансового оборота и количества чеков, подключенных к сервису онлайн-касс, а также выделил средний чек за 2 периода: с 29 июля по 8 августа включительно и с 9 по 19 августа, то есть за 11 дней до и после анонса введения новых экономических санкций.
Такая ситуация складывается не в первый раз. Так, каждое резкое падение рубля приводило к тому, что россияне массово начинали скупать дорогую бытовую технику. Последний такой бум наблюдался, по данным АКИТ, в апреле, когда были введены санкции минюста США против нескольких российских компаний и бизнесменов. Тогда количество кликов онлайн-магазинов увеличились на 15%.
При этом Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", не видит в данных "Атола" последствия санкций, а считает, что это является следствием обычного сезонного спада.
"Мы считаем, что это обычный, абсолютно традиционный сезонный спад второй половины августа. Подобную ситуацию мы наблюдаем каждый год, у любого бизнеса немного проседают продажи. Они будут проседать примерно до 20-х чисел сентября. Рост же среднего чека объясняется тем, что граждане, покупая ровно те же товары, тратят больше, поскольку у этих товаров выросла стоимость в рублевом эквиваленте на 8% за последние 3 недели", — поделился он с "ДП".
Страдает техника
Игроки рынка онлайн-торговли сходятся в одном. Валютные скачки прежде всего отражаются в ценах на технику. Например, в Wildberries, которые торгуют одеждой, обувью и аксессуарами, наоборот, заметили рост в указанный период.
"В это время оборот компании увеличился на 95% по сравнению с прошлым годом, а количество заказов на 77% и 83% по сравнению с аналогичными периодами 2017 года", — заявили в компании.
Алексей Банников, генеральный директор "Фотосклад.ру", считает, что в случае проблем с курсом рубля онлайн-ретейлеры ничего поделать не могут, кроме как ждать, когда ситуация стабилизируется.
"Пока можно предположить, что поднимутся цены, притом многие предпочтут изменить цену на уже закупленные товары, точно так же как и на новые. Это не самый эффективный метод, поскольку период нестабильности больше не приводит к резкому росту продаж. Покупатели научились пережидать подобные моменты, чтобы не оказаться в убытке", — считает он.
Он также отметил, что в "Фотоскладе" серьезного спада продаж не наблюдали, но возможная причина этому — ценовая политика компании и то, что покупатели уже привыкли к нестабильности курса рубля, поэтому к крупным покупкам стараются готовиться заранее, учитывая возможные перемены в ценах на товары.
"Ничего удивительного нет в том, что даже малейшие скачки курсов валют практически сразу сказываются на технике и электронике. Поскольку большинство таких товаров сильно привязано к евро и доллару, ретейлеру приходится сразу адаптироваться к новым условиям. Мы стараемся поддерживать сбалансированную цену, не допускать резкого роста, поскольку очевидно, что это сразу приведет к спаду продаж. Все, что можно, стараемся реализовать по старой цене", — поделился бизнесмен.
В Российской ассоциации электронной коммуникации (РАЭК) рассказали "ДП", что ожидают спад торговли в ближайшее время, а сейчас он, по их мнению, все же незначителен.
Олег Пчельников, директор-бизнес направления "Продукт" компании "Юлмарт" отмечает, что резкое повышение цен и вследствие этого спад спроса можно наблюдать лишь у тех онлайн-магазинов, которые не имеют собственного склада.
"Вендоры и производители имеют товарные остатки, ввезенные или произведенные внутри страны, на старых рыночных условиях. Изменения происходят осторожно и зачастую постепенно, в несколько этапов, в ожидании того, что маятник может качнуться и в другую сторону. У ретейлеров обычно на складах хранятся запасы на несколько месяцев торговли. Быстрая реакция происходит в основном в интернет-магазинах без собственного склада, по низкомаржинальным товарам, напрямую привязанным к курсу доллара с короткой — в основном авиа — логистикой. Доля таких товаров в общем объеме интернет-торговли не превышает 10-15%", — уточнил он.