Мир стремительно развивается. Чтобы остаться на плаву и тем более выиграть в конкурентной борьбе, компаниям приходится брать в расчет новые правила игры, формировать современные системы управления бизнесом, повышать требования к знаниям и навыкам сотрудников. "ДП" разобрался, какие компетенции потребуются топ–менеджерам в ближайшем будущем.
По прогнозам Агентства стратегических инициатив, примерно через 10 лет появится минимум 186 новых профессий. Они будут являться симбиозом отраслевого специалиста и IT–менеджера, например "кибернетик виртуальной среды" и "проектировщик личной безопасности". В 2018 году, по данным CompTIA, только в IT уже появилось 14 новых профессий. Это тренеры для обучения машин, разработчики искусственного интеллекта, промышленные инженеры Интернета вещей.
Коллективом из этих новых узкоспециализированных специалистов нужно будет грамотно управлять. Для этого топ–менеджерам уже сейчас нужно озаботиться получением первостепенных навыков для эффективной работы в будущем. "Четвертая промышленная революция, которую мы сейчас переживаем, автоматизирует не только работу синих воротничков, но и часть функций белых, — уверен Александр Лихтман, основатель ГК "Премиком". — Все, что может быть автоматизировано, будет выполняться роботами, поэтому на первый план выйдут человеческие качества и личность руководителя".
Так что в ближайшие 3 года руководителям высшего уровня обязательно понадобятся навыки эффективного личного позиционирования и PR, более развитые компетенции в IT и способность быстро ориентироваться в огромном количестве информационных источников, перечисляет Егор Марковский, управляющий партнер Voyager Advisors.
"В эпоху, когда новые технологии появляются чаще, чем треки на YouTube, для топ–менеджеров критически важно "объемное" мышление: способность видеть события с разных ракурсов и в постоянно меняющейся перспективе", — добавляет Роман Коновалов, генеральный директор "АйДи — Технологии управления".
Первый по интеллекту
Топ–менеджерам, чтобы удержаться на своих позициях, необходимо быть самыми быстро обучаемыми, уверен Александр Лихтман. Топы должны быть быстрее всех.
Для успешного управления новым классом людей все более важным для руководителя становится эмоциональный интеллект, считает Кирилл Фомичев, совладелец дизайн–студии "Арбуз". Это способность человека распознавать намерения других людей, чтобы управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач.
"Современному руководителю нужно уметь работать с миллениалами — свободными, талантливыми люди, которым неинтересно сидеть на работе с 9 до 18. Для них важна миссия, мечта, ценности компании, и руководитель должен учитывать эти особенности", — подчеркивает Кирилл Фомичев.
Еще один навык топ–менеджера из будущего — скорость принятия решений. Российским компаниям есть к чему стремиться: по данным Hay Group, Россия занимает только восьмое место по показателям скорости принятия решения — наравне с Южной Африкой и Египтом.
Таким образом, приблизительный набор компетенций топ–менеджера будущего звучит так: способность ориентироваться в потоке больших данных, высокая экспертиза в digital–инструментах для работы, знания в PR, готовность постоянно учиться, умение быстро усваивать новые знания и рисковать, а также распознавать скрытые мотивы окружающих, чтобы менять их поведение. "На первый план выходят те качества, которые еще 5–7 лет назад были скорее приятным дополнением, нежели реальными условиями успешности и эффективности", — резюмирует Александра Лузина, руководитель корпоративного университета компании "СКБ Контур".
Стиль менеджмента
В будущем должен поменяться и стиль руководства. Роман Коновалов предупреждает, что прежде всего топ–менеджменту придется научиться гибкости управления. "Для менеджера будущего важно умение выстраивать работу с удаленным персоналом и проектными командами, — подтверждает Кирилл Фомичев. — Если раньше этим пользовались в малом бизнесе, то теперь подход работает и в очень больших компаниях: вспомните "Билайн", который уже перевел почти половину сотрудников на работу из дома".
Контроль и управление станет оперативнее, а решения жестче: у топов будет все меньше времени на раскачку и промахи, подчеркивает Наталья Куртова, директор по работе с клиентами агентства "Идеи&Решения". Для этого как раз менеджерам и понадобятся навыки работы с большими данными, ведь человечество каждый день производит 2,5 эксабайта информации, удваивая объем бизнес–данных каждые 14 месяцев. "Топ, который не будет ничего смыслить в диджитализации бизнеса, получит закрытый от него черный ящик, который он никогда не сможет контролировать, оптимизировать и прогнозировать", — говорит Наталья Куртова.
Топам нужно будет работать в условиях горизонтального лидерства, выстраивать "бирюзовые организации", рассуждает Александра Лузина. Так называют компании, в которых вместо менеджеров–вожаков — коучинг и самоуправление, вместо KPI — цели и ценности.
Учить китайский
Для многих российских бизнесов будет еще более актуальным выход на международные рынки, значит, руководитель должен уметь формировать кросс–культурные команды и управлять процессами с учетом национальной спецификации. Если 5 лет назад крайне желательным было знание английского языка, то в текущих реалиях формируется обязательное требование к владению английским и китайским", — говорит Александра Лузина.
Через 3–5 лет руководителям придется заниматься тем, что сейчас не входит в сферу их деятельности. Так, менеджменту будет необходимо налаживать "диалог" между человеком и машиной, считает Роман Коновалов.
"Сегодня многие боятся, что машина может отобрать человеческие рабочие места. Одна из задач руководителей — снизить градус негатива в коллективе и настроить сотрудников на то, что в случае совершенствования их навыков они не только не будут заменены, но, возможно, даже ускорят свой карьерный рост", — говорит он.
В ближайшее время мы будем наблюдать за интеграцией HR–инструментов в повседневную деятельность топ–менеджеров, говорит Алена Григорьева, HR–директор SPN Communications. Это произойдет потому, что умение управлять талантами будет все более ценным.
Изменятся и помощники руководителей. Уже появились программы на основе искусственного интеллекта, которые справляются с работой секретаря не хуже человека. Поэтому в конкурентной борьбе с программами выиграют люди–помощники, которые смогут брать на себя решение креативных задач, которые еще долго будут не под силу машинам.
"Появятся ассистентские роли, связанные с планированием обучения и профессионального развития руководителя, — уверен Егор Марковский. — Больший приоритет получат задачи мониторинга репутации компании в социальных медиа и личных отзывах пользователей".
"Эффективный руководитель и сегодня, и тем более завтра — это тот, кто постоянно находится на пути к собственному развитию, к изменениям, шаг за шагом постигая профессиональное мастерство и мудрость", — напоминает Татьяна Козлова, директор по персоналу "Байкал–Сервис ТК". Теперь этот путь отчетливо виден.