Предприятия ОПК не первый год пытаются нарастить долю гражданской продукции. Но пока доходы от нее в большинстве случаев не превышают 10% от выручки.
Как по накатанной
В начале этого года президент Владимир Путин заявил об амбициозных планах — нарастить долю гражданской продукции в ОПК до 50% к 2030 году, а в феврале этого года подготовил несколько поручений, исполнение которых, по его мнению, должно стимулировать рост выпуска гражданской продукции на оборонных предприятиях. В частности, глава государства предложил предоставить приоритет гражданской продукции ОПК при строительстве и модернизации промышленных и медицинских объектов за счет государственных средств, а также сократить максимальный срок эксплуатации вертолетов для пассажирских перевозок.
"Когда денег нет, начинает работать голова. Нам придется работать и адаптироваться к гражданскому рынку. Но пока реального толчка нет — сидим на наезженной колее, ждем, когда жареный петух клюнет", — говорит представитель одного из петербургских предприятий ОПК, пожелавший остаться неназванным.
Еще в прошлом году петербургский производитель военной оптики ЛОМО заявил о своих планах нарастить на 30% серийный выпуск гражданской продукции. Завод делал ставку на увеличение продаж лазерных дальномеров, визирных труб и медтехники. Но, по данным на 2017 год, доля гражданской продукции увеличилась лишь на 1 п. п. — до 9%.
"К сожалению, эта работа потребовала значительных оборотных средств, которые у предприятия отсутствуют в связи с введением спецсчетов по гособоронзаказу. Оформление кредитов по программе "Импортозамещение" оказалось процессом сложным и длительным", — объясняют причину неудачи на ЛОМО. Кроме того, на заводе отмечают, что в 2017 году в конкурсах на поставку такой продукции отдавалось преимущество малым предприятиям, в число которых ЛОМО с годовым оборотом около 3 млрд рублей, разумеется, не входит. Пришлось представлять свою продукцию в конкурсах через "партнеров" и дочерние структуры. Сейчас ЛОМО продает мирную продукцию через дилеров в регионах и за рубежом. Через дистрибьюторов продается около 90% медизделий предприятия.
Редуктор и культиватор
Петербургское ОАО "Красный Октябрь", специализирующееся на выпуске запчастей для вертолетов и самолетов, занялось производством гражданских изделий еще в начале 2000–х. Для этого было создано ЗАО "Красный Октябрь — Нева" ("КО–Нева"), на 100% принадлежащее ОАО "Красный Октябрь".
"КО–Нева" производит мотоблоки и мотокультиваторы под торговой маркой "Нева". Выручка предприятия от года к году — около 1,5 млрд рублей. Но даже такие неплохие результаты в 10 раз ниже показателей головной компании: выручка ОАО "Красный Октябрь" в 2017 году, например, составила более 11 млрд рублей.
В целом доля гражданской продукции в общей выручке "Красного Октября" составляет около 10%, что превышает средний показатель многих петербургских предприятий ОПК.
Так, ПАО "Интелтех", специализирующееся на рынке радиоэлектронного оборудования, в 2017 году продало мирных изделий на сумму чуть более 280 млн рублей — это менее 10% от общей выручки компании. А на прошлой неделе "Интелтех" представил новую разработку — многофункциональный интегрированный комплекс связи (МИКС).
Речь не только о мобильной и видеосвязи, но и о видеонаблюдении и даже трансляции фильмов для экипажа. При этом гражданская продукция "Интелтеха" далека от серийного производства.
Тем не менее в "Интелтехе" рассчитывают в период с 2018–2020 годов сформировать портфель заказов гражданской продукции хотя бы в размере 630 млн рублей.
Судостроение — более благодатная отрасль для конверсии. К примеру, по словам гендиректора Северной верфи Игоря Пономарева, его завод начал заключать контракты на строительство рыболовецких судов. Но для этого правительству пришлось вносить изменения в профильные законы. На очереди — выполнение заказов на строительство судов, которые будут работать в Арктике.
Тяжелее с конверсией дела обстоят на ОАО "МЗ Арсенал" — производителе космических аппаратов и корабельного оружия. Согласно данным отчета за 2017 год, МЗ "Арсенал" продал гражданской продукции на 7 млн рублей — это менее 1% от общей выручки предприятия.
Гражданские доходы
"Некоторые представители ОПК уже пытались заняться выпуском гражданской продукции, но быстро поняли, что их производство слишком дорогое для этого. Если предприятие не покупает какое–нибудь упрощенное оборудование, а пытается создать продукцию для гражданского потребителя на своей высокотехнологичной технике, то стоимость готовых изделий на выходе оказывается очень высокой. Невозможно будет конкурировать", — объясняет представитель отрасли, пожелавший остаться неназванным.
При этом некоторые петербургские предприятия ОПК, которые на протяжении своей долгой истории занимались выпуском преимущественно военной продукции, сомневаются, что им удастся всего за 12 лет наладить серийный выпуск "гражданки" в размере 50% от общего объема — для этого у них нет ни маркетинговых компетенций, ни конкурентных преимуществ. Более того, гражданская продукция оказывается дешевле военной, и только при большом объеме производства ее изготовление может заменить военную с точки зрения доходов предприятия.