С начала года в Петербурге открылось 10 новых коворкинг-площадок, в том числе на севере города рядом с кварталом новостроек.
По данным компании IPG.Estate, в настоящий момент в Петербурге представлены пять коворкинг–сетей. Так, девять коворкинг–пространств открыла УК "Офис–М", пять представительств появилось у ООО "Практик", и по два пространства в Петербурге имеют международные сети Regus и "Циферблат". Кроме того, в 2017 году Becar Asset Management Group открыл в БЦ "Бекар" на Большом Сампсониевском пр. первый коворкинг сети GrowUp, который занимает помещение площадью 2500 м2 и на настоящий момент является одним из самых крупных пространств подобного формата. Еще 21 коворкинг–площадка принадлежит несетевым операторам.
Взрывной рост
Как рассказал эксперт по коммерческой недвижимости компании "Адвекс — Центральное агентство" Александр Крылов, рынок коворкингов в Петербурге демонстрирует взрывной рост: более 55% действующих коворкингов открыты в 2016–2018 годах.
Читайте также:
Малый бизнес
Сеть коворкингов "Практик" вышла на Невский
В частности, добавляет управляющий директор Regus в России Ирина Баева, только за последние полгода к 30 уже существующим коворкинг–пространствам добавилось еще 10 новых.
По данным Colliers International, площадь всех 40 петербургских коворкингов составляет чуть более 18 тыс. м2.
"Сегодня коворкинги можно условно разделить на офисные и специализированные, "заточенные" под определенные ремесла — швейные (например, Stitch или "Класс шитья"), столярные (коворкинг–пространство Rubankov), по изготовлению мозаики (мастерская Promozaim), — рассказывает директор департамента консалтинга Colliers International Василий Довбня. — Офисные занимают 84% общей площади коворкингов в Петербурге и в основном находятся в исторической части города — либо во встроенных помещениях, либо в бизнес–центрах".
По словам эксперта, если исходить из суммарной площади, то большая часть петербургских коворкингов расположена в Петроградском районе. Здесь они занимают 6575 м2, причем 2 тыс. м2 приходится на коворкинг "Ясная Поляна", разместившийся на трех этажах пятиэтажного доходного дома на ул. Льва Толстого. Почти столько же площади занимают коворкинги Центрального района (6518 м2), в Адмиралтейском районе находятся 2530 м2 коворкинг–пространств.
Однако интересные площадки есть и на удалении от исторического центра, считает Василий Довбня. Например, коворкинг "Северная Долина", который расположился в торговом центре "Парнас" рядом с новым жилым районом "Северная Долина" на окраине Петербурга.
В NAI Becar рассказали, что из–за необходимости оснащения специальным оборудованием ставка аренды за один рабочий день в профильных коворкингах обычно значительно выше, чем в классических.
Алгоритм доходности
Как рассказал Александр Крылов, объем инвестиций в создание одного коворкинга составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей за 1 м2, срок окупаемости находится в диапазоне от 5 до 15 лет.
"Доходность коворкингов и время, в течение которого инвестор может отбить свои вложения, напрямую зависят от объема площадеи и количества рабочих мест. Чем больше резидентов может принять коворкинг, тем выше прибыль", — поясняет руководитель отдела исследований и консалтинга компании IPG.Estate Валерий Трушин. Однако, по подсчетам Александра Крылова, пока даже в наиболее качественных проектах заполняемость не превышает 80%.
В то же время эксперты не исключают, что этот показатель будет так же быстро расти, как и число самих коворкингов, прирост которых в 2018 году может достичь 70%.
В частности, на рынок намерена выйти американская сеть WeWork. "Принимая во внимание активно растущие в Петербурге ИТ–компании, в числе которых много стартапов, можно ожидать, что формат коворкингов продолжит развиваться в Петербурге", — комментирует Василий Довбня.
По его словам, некоторое время назад эксперты отметили снижение продуктивности персонала, работающего в удаленном режиме, в то время как совместная работа, коллаборация в рамках одного рабочего пространства дает эффект синергии, толчок для рождения и развития новых идей, проектов, что, безусловно, востребовано как со стороны начинающих компаний, так и крупных холдингов, которые готовы пересматривать форматы работы в поисках наиболее эффективных моделей, адаптировать их если не для всех структур сразу, то для отдельных подразделений, таких как департаменты R&D.