Частные балетные студии могут рассматриваться только как подготовительные курсы к работе у станка на бюджетной основе.
Столичные частные балетные студии продолжают приходить в Петербург. Занятия в них дают возможность родителям сделать красивые фотографии для Instagram и мысленно причислить себя к новой аристократии, детям — приобрести изящество и гибкость, амбициозным подросткам — станцевать в настоящем спектакле. Но путь на сцену Мариинского театра по–прежнему лежит исключительно через государственные учебные заведения.
Родителям, выбирающим ребенку кружок, стоит прежде всего определиться, чего они хотят: просто занять свое чадо или же помочь ему найти дело жизни. Балет в России долгое время проходил по второй категории. Туда шли не ради удовольствия, а чтобы в перспективе блистать на сценах больших и малых театров. И путь этот был открыт только для настоящих фанатов классического танца. Сейчас происходит стремительное приближение высокого искусства к народу. Одних это возмущает, другим открывает возможности прикоснуться к мечте, не кладя на алтарь Терпсихоры всю жизнь.
Народный тренд
Коммерческие студии, обещающие не просто научить танцевать, а открыть двери в мир настоящего балета, возникают в крупных городах одна за другой. Согласно информации из открытых источников, на текущий момент в Петербурге их насчитывается около десятка. Конкуренцию им составляют секции в районных ДК, Домах молодежи и тому подобных учреждениях, где занятия проходят бесплатно. Так что клиентов стараются завлекать самыми различными способами. Один из них — вынесение в название студии имени известного артиста балета или балерины (как действующих, так и бывших).
В середине сентября свой первый петербургский филиал открыла московская Мастерская балета Егора Симачева, основатель которой танцует в труппе Большого театра с 1998 года. Студия не стала пионером рынка: с 2015–го в Петербурге работает филиал еще одной студии с громким именем в названии — Русской национальной балетной школы Илзе Лиепы.
"Раньше вокруг балета действительно существовало элитарное сообщество, — рассказывает соосновательница Мастерской Елена Симачева. — Только богатые семьи могли отдать ребенка в частную студию. Но сейчас балет в тренде, и все становится более доступно".
В московских студиях стоимость месячного абонемента может достигать 19 тыс. рублей. В петербургских уровень цен ниже — месячный абонемент на восемь занятий стоит от 3500 до 7000 рублей. Цена главным образом зависит от именитости преподавателей и все той же "элитарности", на которую некоторые по–прежнему ориентируются. Главная проблема, по мнению Елены Симачевой, заключается в том, что студии порой открывают случайные люди, не имеющие никакого отношения к классическому балету. К примеру, выходцы из других танцевальных направлений или художественной гимнастики. Так что, прежде чем отдать куда–то ребенка, нужно тщательно все проверить.
Обращать внимание стоит не только на то, чье имя стоит на вывеске, но и прежде всего на квалификацию преподавателей, непосредственно работающих с детьми.
В частности, имеют ли те педагогическое образование. Ведь просто быть хорошим танцовщиком или талантливой балериной — недостаточно. По мнению художественного руководителя Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Жанны Аюповой, непрофессиональным педагогам попросту неинтересно возиться с маленькими детьми. При этом они могут даже нанести серьезный вред.
"Бывает, что родителям говорят: сейчас подготовим номер, и ваши детки станцуют что–нибудь на пальцах. Но ставить неподготовленного ребенка на пальцы — это гробить ноги, — говорит бывшая солистка Мариинского театра. — Ведь стопа еще не сформирована. Хотя ребенок будет думать, что он танцует настоящий балет".
Неколебимая твердыня
В Академию русского балета им. Вагановой принимают после четвертого класса общеобразовательной школы, то есть в 9–10 лет. К этому моменту ребенок должен обладать достаточной подготовкой, ведь на вступительных испытаниях преподаватели будут придирчиво оценивать перспективность каждого, проверяя растяжку, выворотность ног и музыкальность. Частные студии в этом контексте могут рассматриваться прежде всего как подготовительная площадка для поступления в государственные учебные заведения. Ведь попасть на сцену Большого или Мариинки без диплома по–прежнему невозможно.
"Балет — это нечто непоколебимое, что никогда не изменится, — убеждена Елена Симачева. — Вряд ли произойдет революция и в театры начнут принимать самородков, какими бы талантливыми они ни были. Мы из своих студий лучших отдаем в профессиональные учебные заведения. Ежегодно пять–шесть наших детей туда поступают". Жанна Аюпова отмечает, что тем, кого интересует реальная карьера балерины или танцовщика, лучше сразу идти на подготовительные курсы Вагановки. Там ребенка увидит профессиональный педагог, который без сантиментов скажет, стоит ли пробовать поступать.
Всего в академии сейчас обучается около 500 человек. Процентов тридцать учащихся отсеивается в процессе обучения. Так что ежегодный выпуск составляет около 30 человек.
Лайки за пачку
Мода на балет поддерживается современным массовым увлечением социальными сетями. Фотография ребенка в балетной пачке гарантированно собирает в Instagram много лайков.
Поэтому частные студии охотно устраивают коллективные фотосессии и мастер–классы — это помимо регулярных занятий неплохой источник дополнительного дохода.
Одно из явных преимуществ коммерческих студий — плавающие возрастные рамки. В Мастерской балета Егора Симачева работают с детьми, начиная с двух с половиной лет. Первый этап подразумевает совместные занятия для ребенка и сопровождающего взрослого. А уже потом начинается самостоятельная работа. Подростки могут принять участие в большом студийном спектакле и выйти на сцену, пусть и не перед широкой публикой.
Повсеместно работают и взрослые группы, дающие шанс любителям балета наверстать упущенное в детстве. Здесь занимаются мамы и даже бабушки, которые тоже охотно делятся с друзьями своими фотографиями в пачках, собирая лайки и комплименты. Эти тенденции с отчетливым налетом гламура порой возмущают балетных пуристов. Однако профессионалы ничего страшного в этом не видят.
"В любом случае для детей это хорошо, — констатирует Жанна Аюпова. — Ведь, соприкасаясь с балетом даже в такой форме, они получают не только физическое, но и духовное развитие. Это повышение общего уровня культуры. Родители и дети потом будут ходить в театр, слушать музыку, смотреть балетные спектакли и при этом понимать, что происходит на сцене".