Приглашение участвовать в опросе по выбору логотипа 300–летия Невского проспекта появилось на сайте Смольного 20 сентября. "Логотип–победитель будет использоваться как официальный символ празднования 300–летия Невского проспекта", — сообщали чиновники, отмечая, что опрос проводит правительство.
Впрочем, оформлено все было странно. О конкурсе не объявлялось, положение не обнародовалось, сама форма для голосования располагалась почему–то на стороннем ресурсе, результаты пользователям не демонстрировались. На выбор предлагалось 10 вариантов, но ни один не сопровождался указанием автора.
Один из номинантов почти полностью совпадал с логотипом ассоциации "Невский проспект" — лишь слово "ассоциация" заменено на "300 лет". Общественную организацию с властями роднит присутствие в попечительском совете Георгия Полтавченко и главы Центрального района Андрея Хлуткова.
Почти все остальные варианты представляли собой перекомпоновку в разных сочетаниях одних и тех же элементов. Более того, за основу минимум трех были взяты отрисованные здания на Невском проспекте, до мельчайших подробностей напоминающие иллюстрации "Делового Петербурга" для спецпроекта "Кто владеет Невским проспектом" 2017 года: Казанский собор, Александринский театр, дом компании "Зингер", здание Думы, Елисеевский магазин, дома № 2, 4, 30, 68, 82. Один проект содержал иллюстрации, два — силуэты (вверху — вариант "ДП", внизу — конкурсный), причем в растровом, а не векторном формате, что усиливало подозрения: это указывало на то, что изображение скопировано, а не отрисовано самостоятельно.
В комитете по развитию туризма, который организовывал опрос, "ДП" сообщили, что официального конкурса не проводилось — это была инициатива компаний, расположенных на Невском проспекте, в частности ассоциации "Невский проспект" и бутика Babochka. Они же и предложили логотипы, чиновники просто не смогли выбрать и решили представить их на голосование. В комитете заверили, что это некоммерческая история, хотя логотип будет использоваться в полиграфической продукции.
Гендиректор ассоциации "Невский проспект" Владимир Раймуев сказал "ДП", что не слышал о каком–либо конкурсе и участии в нем логотипа своей организации. В пресс–офисе Babochka вчера не ответили на звонки.
Игры Смольного с айдентикой не впервые привлекают внимание СМИ. Только что закончился скандал с туристическим логотипом от Студии Артемия Лебедева. В 2014 году дизайнер продал городу серию знаков за символический 1 рубль. Но его коллеги из рекламного агентства "Григорьев Борис и партнеры" обратились в УФАС. Ведомство решило, что закупка без конкурса создавала дискриминацию для участников рынка. В июне 2018 года комитету по развитию туризма пришлось расторгнуть контракт.
После этой неудачи власти подошли к вопросу масштабно: в августе комитет объявил конкурс на разработку целой стратегии территориального метабренда: не менее трех концепций визуальной идентификации с логотипами кириллицей, латиницей и китайскими иероглифами. Максимальная цена контракта — 8,27 млн рублей. Итоги конкурса должны подвести на следующей неделе, 10 октября.
К другим мероприятиям, посвященным 300–летию Невского проспекта, чиновники отнеслись более внимательно. Например, на театрализованное представление 13 октября комитетом был, как положено, объявлен конкурс — на 499 000 рублей.