На кону более 1 тыс. квартир–мастерских.
Председатель правления Союза художников Андрей Базанов признает, что нарушений было немало (он занял эту должность лишь в апреле), но работа над их исправлением, по его словам, ведется активно, и надеется, что в суде организации удастся доказать свою правоту. Улажены вопросы к нецелевому, по мнению чиновников, использованию творческих мастерских. Выставочный центр, работающий в Доме художника, ликвидируется как отдельное юрлицо и станет подразделением союза и так далее.
С материальной точки зрения ликвидация Союза художников может привести к переделу собственности, которой он распоряжается. Самый ценный объект — собственно Дом художника на Большой Морской ул., 38, который еще в 1877 году Александр II передал Обществу поощрения художеств. Стоит вспомнить, что в прошлом году Минюст ликвидировал по суду Международную конфедерацию союзов художников (МКСХ) — преемника Союза художников СССР, также из–за нарушений в деятельности. Имущество МКСХ, включая Центральный дом художника на Крымском валу, в итоге отошло в собственность государства. Причем "разобраться с наследием Союза художников СССР" министру культуры Владимиру Мединскому поручал Владимир Путин в 2015 году — там–де "много проблем".
В отличие от ЦДХ, петербургский Дом художника находится в собственности города, а у СХ пребывает в безвозмездном пользовании. Как рассказывает Андрей Базанов, как раз сейчас срок 25–летнего договора истекает и ведется работа по его пролонгации. КГИОП провел проверку в прошлом году и предъявил претензии по поводу перепланировок, которые теперь нужно узаконить либо устранить.
Технически для выселения Союза художников не нужно было бы городить судебный процесс — достаточно не продлить договор под предлогом нарушений. Единственное препятствие — история, традиции и надвигающиеся в 2019 году выборы губернатора.
Что касается творческих мастерских, то из них выселить художников не так просто: городской фонд мастерских, состоящий чуть более чем из 2 тыс. помещений, распределяется между членами нескольких творческих союзов (хотя художникам достается три четверти), и каждый обитатель мастерской заключает с городом прямой договор на пользование, рассказывает Андрей Базанов. Расторгнуть договор можно в случае обнаружения нарушений в мастерской, и после недавней проверки комитет по контролю за имуществом предъявил около 10 претензий, но со всеми пока удалось разобраться.
Город пытался провести ревизию творческих мастерских и сократить их перечень еще в начале нулевых — помещения ценные, многие расположены в историческом центре, а доход бюджету не приносят. Но, судя по тому, что их количество не уменьшилось, а даже немного увеличилось, безуспешно. Подавать заявки на аренду мастерской могут, согласно закону, не только организации творческих работников, но и сами творческие работники. Хотя, если СХ будет ликвидирован как организация, делать это художникам уже будет сложнее, а вот чиновникам исключать те или иные помещения из перечня, очевидно, проще.
Остальные активы Союза художников менее ценные: у них в собственности находится Багетная фабрика на Салтыковской дороге, 50% скульптурного комбината на пр. Тореза, выставочный центр на Морской наб. и два цеха бывшего завода им. Калинина на Минеральной ул. В свое время все объекты были переданы в управление различным компаниям, СХ фактически потерял над ними контроль и сейчас пытается его вернуть с помощью юристов. Некоторые здания, как Комбинат декоративно–прикладного искусства на Тореза (он отошел УК "Куб", в обмен СХ как раз и получил цеха на Минеральной) или Староладожская дача, оказались за это время потеряны для союза.