Русский автопром жив. Российские бренды усиливают экспорт и наращивают продажи на родине

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

 

Снова в строю

Конкуренция между российскими и иностранными брендами в последние годы перешла в иную плоскость. Если раньше отечественные автомобили выигрывали исключительно за счет низкой цены, то теперь этим похвастаться стало невозможно. Согласно статистике исследовательской компании JATO Dynamics, средневзвешенная цена автомобиля Lada выросла за 5 лет на 70% и вплотную приблизилась к 600 тыс. рублей, тогда как у основных конкурентов — Hyundai, Kia, Renault — на 49–58%. Аналитики отмечают, что такая динамика не ухудшила позиции отечественного автопроизводителя. "Наоборот, доля Lada на рынке легковых автомобилей увеличилась с 17,2% в 2013 году до 20,8% в настоящее время, и четыре модели марки, как и прежде, входят в топ–10 самых продаваемых в РФ", — отмечает эксперт JATO Dynamics Сергей Баранов. В основном это стало результатом обновления модельной линейки, которое произошло в конце 2015–го — начале 2016 года. Запуск Vesta и XRAY позволил АвтоВАЗу на равных конкурировать с наиболее успешными иномарками в этих сегментах, сейчас обе модели входят в десятку бестселлеров, а Vesta возглавляет рейтинг.
Выпустив новые модели, АвтоВАЗ заявил о планах нарастить долю Lada. Пока это компании удается. В Петербурге доля марки в январе–августе 2018 года, по данным агентства "Auto–Dealer–СПб", составляет 10%. До выхода новинок этот показатель был на уровне 6%. Как рассказал "ДП" руководитель пресс–службы АвтоВАЗа Сергей Ильинский, цель достичь какого–то конкретного показателя не стоит. Основная задача планомерно наращивать присутствие бренда на рынке.
Не так все радужно у производителя отечественных внедорожников УАЗ. За 9 месяцев его продажи упали на 6% к уровню прошлого года. Ни постоянная модернизация, ни низкая цена, ни дизайнерские достижения не позволяют флагману марки, "Патриоту", завоевать доверие покупателей. Вместе с ретро–моделями УАЗу удалось с начала года продать в РФ всего 3,5 тыс. машин.

Свой — чужой

Как отмечают аналитики, по количеству автоцентров и уровню географической доступности для покупателей отечественный бренд опережает многих конкурентов, а это тоже влияет на показатели продаж. В Петербурге сейчас насчитывается 11 дилерских центров Lada. Планы по расширению сети на данный момент производителем не обнародованы.
Как рассказывают сами дилеры, существенной разницы в работе с иностранными и отечественными брендами не ощущается. С точки зрения ведения бизнеса и взаимодействия с дилерами все автопроизводители ведут себя примерно одинаково, отмечают участники рынка.
Если говорить о клиентском опыте, здесь определенные отличия встречаются. "Покупатели Lada большее внимание уделяют стоимости автомобиля и стремятся получить сопоставимое качество за чуть меньший бюджет, — рассказал директор по маркетингу и рекламе дилерской сети "Прагматика" Василий Орехов. — Клиенты KIA ("Прагматика" также работает с корейским брендом. — Ред.) более внимательны к подбору финансовых продуктов. Они стремятся оптимизировать получаемую выгоду именно в этом направлении".
То, что за последние годы отношение к марке изменилось, отмечают многие игроки. Это подтверждают не только продажи, но и доля возврата клиентов на сервис. C 2015 по 2017 год в "Лада Центр" данный показатель постепенно вырос с 50 до 70%, рассказал Сергей Новосельский, директор по маркетингу Объединенной автомобильной корпорации. Она создана на базе активов компании "РРТ", которая до 2017 года была одним из дилеров Lada в Петербурге.
Как объясняет исполнительный директор компании "Город русских машин" (продает Lada, ГАЗ, УАЗ) Ярослав Белоусов, увеличение показателя во многом связано с повышением качества автомобилей и, соответственно, необходимостью более профессионального сервиса, который не всегда могут предоставить в "гараже".
В "Прагматике" возврат на первое техобслуживание составляет около 90% с колебаниями в большую или меньшую сторону в зависимости от автоцентра. Далее показатель начинает снижаться возрастающими темпами с течением времени. Однако эта тенденция наблюдается у всех брендов.

Новые горизонты

Кроме наращивания доли внутри страны, российские автопроизводители пытаются завоевывать и внешние рынки. По итогам первого полугодия 2018 года АвтоВАЗ, по данным агентства "Автостат", продал за рубежом 16,6 тыс. автомобилей.
Сегодня приоритетными рынками для экспорта автомобилей российских марок являются страны СНГ, Ближнего Востока, Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Юго–Восточной Азии. "Эти регионы хорошо знают нашу продукцию еще с советских времен", — рассказал Никита Гусаков, генеральный директор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Кроме того, в странах этих регионов ценятся надежные, неприхотливые в использовании и ремонте автомобили.
Что касается рынка Западной и Центральной Европы, ситуация с продвижением там продукции нашего автопрома сложнее с точки зрения экологичности и сертификации. Тем не менее экспортные перспективы, по оценкам экспертов, у отечественных брендов неплохие. Так, ГАЗ представил в Ганновере новые экспортные модели техники, машины стандарта Евро–6 для европейского рынка — легкий коммерческий автомобиль "Газель NEXT" и автобус "Вектор NEXT". УАЗ получил одобрение итальянских властей на поставку 1 тыс. автомобилей "УАЗ Пикап".
Сегодня даже исконно русские автомобили обойтись без импортных комплектующих не могут. С одной стороны, мы хотим, чтобы использовались наши разработки, с другой — нет смысла изобретать велосипед. Во всем мире есть специализация по определенным комплектующим, и такой подход вполне эффективен. Ничего плохого в том, что у наших машин есть та или иная доля импортных комплектующих, нет. Если выбирать между плохим, лишь бы нашим, и импортным, но надежным, любой отдаст предпочтение второму варианту. Единственное, чем плохо наличие иностранных комплектующих, — что это не позволяет свободно и четко прогнозировать все ценовые вопросы. В таких условиях любые накладки бьют рублем, что в результате отображается на покупателе. Тем не менее важно понимать, что локализовать производство на 100 % на практике невозможно. Даже те комплектующие, которые собираются на территории России, состоят из отдельных деталей, которые нередко привезены опять же из–за рубежа.
Максим Кадаков
главный редактор журнала «За рулем»
Уровень локализации у всех брендов разный. Например, у УАЗа и «Патриот», и «Хантер» имеют совсем небольшую долю иностранных комплектующих в своем составе. Если говорить об автомобилях АвтоВАЗа, все зависит от отдельных моделей. Платформа Granta, которая также использовалась у Priora и Kalina, практически полностью состоит из российских деталей. В модели Lada Vesta иностранной доли больше, но все же российских ком¬плектующих там свыше 50 %. В Lada Largus доля импортного еще выше, потому что этот автомобиль изначально создан на платформе B0, на которой построен Renault Logan. Аналогичным образом обстоит дело с Lada Xray, созданным на общей платформе с Renault Sandero. В целом сотрудничество с Renault позволило АвтоВАЗу не просто использовать некоторые разработки, но и в принципе продолжать работать и интегрироваться в мировой автопром. Боюсь, если бы этого факта не произошло, АвтоВАЗ сегодня мог бы оказаться на обочине мирового прогресса.
Сергей Целиков
директор агентства «Автостат»