Емкость рынка профмедосмотров в Петербурге — 3 млрд рублей, однако у регулятора нет инструментов контроля качества услуг.
Всего, по данным комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, в 2017 году услуги профессиональных медицинских осмотров в Петербурге оказывали 232 медорганизации, частные и государственные. Большое число игроков объясняется относительно низкой ценой входа на рынок. Главный контролирующий орган — Росздравнадзор. А документ, предоставляющий право на эту деятельность, выдает Лицензионная палата, которая по подчинению относится к комитету по здравоохранению.
Давид и Голиаф
Среди крупнейших игроков рынка — медицинский центр "XXI век", группа компаний "Эко–безопасность", Адмиралтейские верфи, Мариинская больница, Городская больница №122. Услуги предоставляют также многочисленные мелкие компании, каждая из них в одиночку незаметна, но в совокупности они занимают существенную долю рынка.
Поскольку государственные медучреждения имеют филиалы, где также проводятся профосмотры, фактически сеть городских поликлиник во много раз превосходит сеть частных медучреждений.
Конкуренция между частниками и госклиниками была всегда. Но при этом, считают медики, условия более выгодны для государственных ЛПУ.
"Они могут позволить себе не включать часть постоянных расходов в себестоимость осмотра, за небольшую доплату привлекать к выполнению осмотров врачей, чей труд и так оплачивается по ОМС. Коммерческие же медцентры закладывают все расходы в себестоимость, рентабельность данного вида деятельности снижается, это приводит к различным оптимизациям, что не всегда позволяет проводить их качественно", — отмечает директор по развитию медцентра "ХХI век" Дмитрий Седеньков.
Но рынок растет, и некоторые игроки идут по пути расширения бизнеса, к примеру, "Эко–безопасность", мощности которой позволяют принимать по 700 пациентов в день, привлекла к работе под своей франшизой сеть медцентров "808".
Пятьдесят оттенков серого
Одна из главных проблем отрасли — наличие широкого серого сектора. Его игроков нередко обвиняют в безответственной выдаче справок заочно, порой даже без фактических осмотров. Одна из главных точек роста для легальной части рынка — вывод из тени клиентов, которые покупают справки. Но пока реальных стимулов платить за профосмотры в разы больше у них нет.
"Проблема в том, что закон легитимизирует формальный подход. Есть ли у ЛПУ собственные кадры? Оборудование? В законе эти положения не прописаны. А значит, нет критериев качества, параметров контроля", — поясняет главный профпатолог Петербурга Максим Чащин.
По его словам, такое положение дел не дает возможности регулятору мотивированно отказать в выдаче лицензии.
То же самое касается и выполнения самой услуги. Доказать ущерб из–за некачественного медосмотра невозможно: нет судебной практики, нет критериев качества медосмотра, перечисляет эксперт. Единственный раз, когда была отозвана лицензия, — 5 лет назад по акту прокурорской проверки.
По словам Максима Чащина, нужны подзаконные акты, которые бы четко определяли критерии качества. Например, обязательное требование иметь свое оборудование: 50% заявителей отсеялись бы на этом этапе. Также надо проверять сертификаты специалистов и то, действительно ли они работают в штате медцентра.
Вторая большая проблема — принцип покупки услуг профосмотров крупными предприятиями. Как правило, это делается через электронные аукционы. Если по другим направлениям снижение цены — хороший показатель и безусловный плюс, то в случае с медосмотрами все не так однозначно: предельный допустимый минимум цены для этой услуги законодательно не определен. Когда цена опускается ниже определенного минимума, медосмотр перестает быть медосмотром.
"Чтобы работать честно, надо инвестировать. А снижение цены на аукционе порой может достигать 70%. Мы ищем пути, чтобы работать не только честно, но и технологично, в формате бережливого производства", — рассказывает главный врач сети "808" Елена Попова.