Привычные нашему взгляду и желудку фуд–корты появились в Петербурге и России сравнительно недавно — в начале 2000–х, одновременно с запуском торгово–развлекательных центров. Если забраться в более раннюю предысторию, мы вспомним, что первым, кто додумался поместить еду в ТРК, стал мэтр шведского бизнеса и основатель ИКЕА Ингвар Кампрад, который решил, что люди, пришедшие за покупками, должны иметь возможность в процессе приобретения мебели полноценно поесть. Задумка удалась полностью, и количество покупателей возросло. С тех пор фуд–корты стали неотъемлемой часть любого торгово–развлекательного комплекса. Но носят они лишь прикладную и условно–промежуточную функцию — там можно перекусить между более принципиальными покупками.
Съедобный смысл
Новый тренд — не просто поесть, а "поесть со смыслом". Новое явление — фуд–холлы. Отличие от фуд–корта одно, но принципиальное — в фуд–холл приходят целенаправленно (а не по дороге) именно поесть, и поесть разной еды. В южной столице, которая более активно перенимает буржуинские веяния, фуд–холл–образования начали появляться 3–4 года назад. Только за 2017 год, по данным JLL, их количество по сравнению с предыдущим периодом удвоилось: были открыты "ГастроFerma" и гастрономический центр в парке "Зарядье", обновлены Черемушкинский и Центральный рынки, в начале года запустился гастромаркет "Вокруг Света". "Учитывая высокий интерес к этому формату, в будущем мы ожидаем усиления конкуренции в сегменте фуд–холлов в Москве", — прогнозируют эксперты.
До Петербурга свежее гастрономическое веяние донеслось только в текущем году. Правда, проект комитета имущественных отношений городского правительства по "фуд–холлизации" Кузнечного рынка пока реализовать не удалось — из–за судебных баталий. Зато реновация "Владимирского пассажа" подарит нам фуд–холл в виде проекта "Центральный маркет". Здесь на площади 800 м2 на четвертом этаже здания появятся киоски 10 резидентов и зона на 280 посадочных мест.
Но это еще не все. Следующий шаг — фуд–молл — отдельный гастрономический центр, где должно быть собрано все, что связано с едой: от ресторанов до магазинов. Ближе всего к этой концепции европейский бренд Eataly, который открыл подобное пространство в прошлом году в Москве. Теперь участники рынка ждут подобный проект и в Петербурге. "Появление в Петербурге большого гастрономического комплекса по типу международного комплекса Eataly вполне реально. Инвесторам осталось найти несколько этажей существующего ТРК или построить новый специально под данный гастрономический концепт", — говорит Соня Агабабова, совладелец итальянских тратторий Mozzarella Bar и ресторана Grill Station.
"Новый формат — Food Hall — это синтез качественного рынка фермерской продукции и ряда кафе, ресторанчиков или точек быстрого питания национальной кухни разных направлений. Такой формат уже присутствует в торговых центрах и даже может выполнять якорную функцию", — считает Ольга Кожевникова, руководитель отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate. Впрочем, по ее мнению, для полноценного ТРК одной концепции фуд–холла маловато. Но на рынке Петербурга уже присутствуют проекты, акцентированные на этой идее. Чаще всего к такой концепции приходят сельскохозяйственные рынки, требующие реновации.
Концептуальный вкус
Есть еще довольно перспективный формат — это пространство, где популярные рестораны и бары открывают свои постоянные представительства. "Яркий пример — Timeout Market в Лиссабоне. Это большой ангар, заполненный корнерами разных ресторанов. По вечерам там собирается толпа, и, чтобы найти свободный стул, придется потрудиться. Есть информация, что в Петербурге планируется подобный проект, и, возможно, свой Timeout Market у нас появится уже в следующем году", — делится наблюдениями Маргарита Беляева, руководитель проекта Restoclub.ru.
Правда, не все эксперты верят в успех фуд–моллов. "Например, суть концепции улицы Рубинштейна — в переходе от ресторана к ресторану, от бара к бару, в постоянном движении. Любой ресторанный кластер статичен — это место потребления, куда ты пришел, поел и ушел. И потом, для создания кластера нужно подходящее здание или скорее комплекс зданий, лучше всего с прилегающей территорией", — полагает Николай Федоров, учредитель сети ресторанов Frank.
С ним солидарна Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg. "Это довольно рискованный проект, потому что людям нравится иметь выбор, менять предпочтения, переходить с места на место, с улицы на улицу. Например, начать с набережной реки Фонтанки, продолжить где–нибудь в ресторане в мансарде и закончить на Конюшенной площади в баре", — считает она.
Кроме того, эксперты полагают, что фуд–моллу будет сложно обеспечить достаточное количество концепций за счет только петербургских игроков, поскольку для привлечения постоянного потока посетителей нужно большое разнообразие форматов.