Петербургский авторынок растет стремительнее общероссийского — с начала 2018 года на 19% в городе против 16% по РФ. Но кроме разницы в динамике продаж существенно отличаются и предпочтения петербургских автомобилистов.
Столичные вкусы
После сильного падения продаж автомобилей в 2014–2015 годах на рынке остались самые выносливые бренды. Высокий уровень локализации производства в определенной степени выступает гарантом успеха на рынке, так как позволяет сократить зависимость цены автомобиля от скачков курсов валют. Поэтому основу российского рынка представляют наиболее бюджетные модели.
Лидером по объему продаж в России является отечественная Ladа, которая по итогам трех кварталов оторвалась от ближайшего конкурента, KIA, более чем на 90 тыс. машин. Но если в целом по стране на Ladа приходится 20% продаж, то в Петербурге доля марки в январе–августе 2018 года, по данным агентства "Auto–Dealer–СПб", составила лишь 10%. До выхода новинок — Vesta и Xray — этот показатель был еще ниже — 6%. Хотя доля бренда растет, жители мегаполисов пока отдают предпочтение иностранным моделям, хоть и произведенным внутри страны.
"Автомобили Lada традиционно продаются в Петербурге хуже, чем машины других брендов. Это может быть связано с тем, что аудитория в Петербурге, как и в Москве, более обеспеченная и требовательная", — считает генеральный директор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. По словам эксперта, ребрендинг Lada и выпуск новых, более интересных моделей постепенно начинают менять сложившийся тренд.
Но перемены будут небыстрыми. Новинка АвтоВАЗа Xray, которая вышла на рынок в начале 2016 года, за пару лет петербургский рынок завоевать так и не смогла. Модель в списке топ–25 занимает последнюю позицию.
Конкуренция по–корейски
Лидером петербургского рынка является Hyundai Solaris — с января по август 2018 года в городе было продано более 5 тыс. таких машин, то есть девятая часть всех продаваемых в России Hyundai Solaris. При этом автомобиль постепенно спускается в федеральном рейтинге и сейчас занимает там четвертое место.
Популярная на федеральном рынке Kia Rio, наоборот, в Петербурге не входит даже в первую тройку. В компании "Рольф" причину этого видят в структуре дилерской сети марки.
"Аналогичную картину можно увидеть в брендах Jaguar и Land Rover. В Петербурге Land Rover опережает по объемам продаж Audi и Lexus, а Jaguar превзошел Porsche. При этом почти 50% продаж брендов Jaguar и Land Rover приходится на два дилерских центра нашей компании", — рассказал директор локации "Рольф Октябрьская" Максим Вирченко.
Но данная проблема в реальности куда более сложная.
"То, что модель уступает конкурентам по объему продаж, я могу объяснить лишь ограниченной доступностью автомобиля. Потенциальных покупателей Rio всегда больше, чем самих машин", — рассказал генеральный директор ГК "Аларм–Моторс" Роман Слуцкий.
Кроме корейских моделей уверенно в лидерах держится Volkswagen Polo. Востребованность этой модели в Петербурге выше, чем в целом по России. Центры, которых в городе насчитывается 11, продали за 8 месяцев чуть более 4,5 тыс. моделей Polo. Как отмечает исполнительный директор "Аксель Групп" Александр Кумпан, высокие показатели по продажам модели в Петербурге объясняются спросом на Polo у таксопарков и операторов каршеринга.
Высокий запрос
Основной тренд, который объединяет жителей Петербурга и других регионов, — интерес к кроссоверам. Конечно, в отличие от общероссийского рынка, в городском топ–25 нет ни Lada 4x4, ни Chevrolet Niva. В этом рейтинге верхние строчки занимают куда более дорогие Hyundai Creta, Mitsubishi Outlander или Volkswagen Tiguan.
Один из лидеров среди кроссоверов, за который голосуют рублем и в Петербурге, и в России в целом, — Renault Duster. Аналитики называют основной причиной разумное соотношении цены и качества модели, а также ее универсальность.
Более того, некоторые комплектации Duster сейчас получаются дешевле, чем базовая версия нового Sandero.
В целом французская марка в Петербурге показывает результаты, схожие с общероссийскими. Выбивается из общего ряда разве что Renault Kaptur, которая на федеральном рынке уступает конкурентам, а в Петербурге, наоборот, показывает достаточно успешные результаты.
"Для жителей Петербурга цена на Kaptur вполне приемлемая, тогда как в других регионах потребитель не всегда готов тратить сопоставимую сумму на такую машину", — объясняет генеральный директор группы компаний "Петровский Автоцентр" (дилер Renault) Антон Солдунов.
Кроме того, Kaptur также сейчас интересен операторам каршеринга. Например, недавно одна из таких компаний пополнила парк 250 автомобилями Kaptur в Петербурге.
И это тоже является фактором популярности модели в городе.