Продажи топлива за рубежом теряют привлекательность для нефтяных компаний. Это и ряд других факторов позволят избежать роста цен на нефтепродукты хотя бы на месяц.
Российские нефтяные компании сокращают объемы поставок нефти и нефтепродуктов на экспорт, при этом их заработок от этого только растет. По данным Федеральной таможенной службы, за январь–август 2018 года стоимость экспортируемого сырья увеличилась на 35,5%, притом что объемы снизились на 1%. По нефтепродуктам, бензину и дизелю соотношение схожее.
В октябре стоимость топлива на иностранных рынках начала падать. Законы рынка диктуют, что оптовые цены внутри страны вскоре также должны начать снижение или хотя бы остановить рост.
Там, где нас нет
Еще в конце лета — начале осени нетбэк (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины) по разным видам топлива превышал региональные индикаторы на бирже на 10 тыс. рублей и даже больше. В результате экспорт стал для нефтяников приоритетным, так как позволял заработать на тех же объемах больше. Чтобы повысить объемы поставок продукции на внутренний рынок, правительство с 1 октября приняло решение повысить пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Но позднее и цены на самом рынке стали менее привлекательными для экспорта. По данным Петербургской биржи (СПбМТСБ), нетбэк, например, по 95–му бензину в октябре снизился с 59,6 тыс. рублей за тонну до 54–55 тыс. рублей. Как объясняют аналитики, падение показателя связано со снижением курса доллара — по данным Центробанка, после пика 9–10 октября, когда доллар подскочил до 66,9 рубля, к концу месяца показатель составил 65–66 рублей. Также среди причин называют колебания мировых цен на нефть, так как тренды на нефтяном рынке автоматически перекладываются на бензин и дизельное топливо.
"В этом году нетбэк вырос, так как рублевая стоимость барреля нефти превысила 5 тыс. рублей и в сентябре достигла примерно 5,5–5,6 тыс. рублей. Как только нефть начала падать, пошел вниз и нетбэк", — объясняет эксперт ИНП РАН Андрей Колпаков.
Игра в поддавки
Несмотря на планомерное снижение нетбэка, цены на внутреннем рынке особых изменений не показывают, особенно у независимых игроков. Так, в этом месяце ПТК подняла цену дизтоплива на 9% выше психологически важной отметки 50 рублей за 1 л. Представители компании объяснили это отсутствием доходности при работе с прежними ценами.
Независимые АЗС пытаются не скатываться в убытки дальше. Но в большей степени это касается все же независимых игроков. У имеющих собственное топливо ВИНКов ситуация не так тревожна. Крупные игроки держат цены на прежнем уровне.
И такой диспаритет уже влечет за собой некоторые сбои на рынке. Слишком высокий спрос из–за низкой цены уже приводил в октябре к сбоям в поставках на одну из крупнейших к городе сетей АЗС.
"Мелкооптовый рынок подчиняется общим законам рынка — соотношению спроса и предложения. Макроэкономические показатели — инфляция, отраслевые индексы и многое другое. Существуют также сезонные факторы и рыночные индикаторы, среди которых и биржевая цена", — объясняют колебания на розничном рынке в ООО "Газпромнефть — региональные продажи".
Затишье перед бурей
Снижение нетбэка и ряд других факторов позволяют аналитикам давать прогнозы о том, что ноябрь для топливного рынка будет спокойным.
"В этом месяце завершаются ремонты на заводах. Конечно, это не значит, что поставки сильно вырастут, но потенциал для увеличения объемов на внутреннем рынке есть", — рассказал аналитик Thomson Reuters Kortes Максим Назаров. Кроме того, в ноябре спрос на топливо традиционно ниже.
Но самый сильный скачок цен придется на начало 2019 года, когда топливный акциз вырастет в 1,5 раза. Все это приведет к удорожанию литра бензина, по разным оценкам, на 10–15%. Аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков надеется, что правительство будет принимать меры воздействия для сдерживания цен.
Накануне директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов сообщил СМИ, что компенсация нефтяникам за внутренние поставки (демпфирующий механизм) невозможна.
Также ведомство не рассматривает снижение акцизов, а заградительные пошлины на экспорт были названы недопустимыми. В итоге у правительства остается всего 2 месяца, чтобы придумать, как спасать топливный рынок в 2019 году.
“
Счетная палата, участники топливного рынка — все говорят, что повышать акциз с нового года неправильно. Но правительство продолжает продвигать данную тему. Все это неизбежно приведет к росту цен в опте.
Сейчас ВИНКи пообещали, что розничные цены будут сохраняться на уровне мая. Но независимый сектор удерживать стоимость не может. В результате потребители уходят туда, где дешевле, и независимым операторам это грозит банкротством. Выход в данной ситуации один — насыщать внутренний рынок, чтобы достичь баланса спроса и предложения на рынке.
Олег Ашихмин
президент Нефтяного клуба СПб
“
Отрасль чутко реагирует почти на любое событие на планете, что отражается на спросе на нефть и газ и уровне цен на них. Учитывая нынешнюю геополитическую напряженность, не исключено, что могут произойти события, из–за которых до конца года цены вырастут.
В целом вероятность дальнейшего увеличения стоимости топлива сохраняется, в том числе и в преддверии Нового года. Не исключено, что часть производителей повысят стоимость, не дожидаясь января, что отразится и на биржевых ценах.
Причем и после этого, в январе, цены могут вырасти еще, как это традиционно происходит в стране, когда повышаются цены на многие товары и услуги. рост стоимости топлива никого не удивит.
Ярослав Кабаков
директор по стратегии АО «ФИНАМ»