Две вполне замечательные журналистки, не будучи ни сексологами, ни репродуктивными биологами, ни даже историками пола, написали обобщающий труд по перечисленным направлениям. Что ж, как заметил Дэвид Брукс в ехидном исследовании "Бобо в раю", в наше время приличный "колумнист, прочитав за 20 минут статью о нейрохирургии мозга, сможет выступить на конференции по нейрохирургии с лекцией, в которой обозначит основные проблемы профессии". Причем, скорее всего, он сделает это лучше, чем профессиональный врач.
Вот и про половую жизнь сейчас пишется тьма всего — проблема лишь в том, что каждая книга дает только один срез. Интересует репродуктивная биология как таковая? Прекрасно, читайте "Как мы делаем ЭТО" Роберта Мартина или "Почему нам так нравится секс" Джареда Даймонда. Даймонд, кстати, начинает книгу с монолога песика, полагающего хозяев извращенцами: ведь они занимаются сексом, даже когда не могут иметь детей и, что совсем неприлично, наедине… А если вас интересует эволюция гендера, то читать следует "Пенис" Дэвида Фридмана и "Вагину" Наоми Вульф: блестящие культурологические исследования. (О, одинокие мужские вечера на диване с "Пенисом" в руках!..)
А вот толковых кросс–дисциплинарных обобщений, гидов по сексуальной жизни как–то все не случалось. Во всяком случае, на русском языке. А теперь есть — на 350 страницах.
Не относитесь к этой работе со снисходительной улыбкой. Не уверен, что все знатоки в курсе, что такое куколд (добровольное согласие мужчины на измену жены: не путать со свингерством), как конкретно мастурбируют дельфины (умудряются оборачивать вокруг пенисов живых угрей) и каково имя наставления по полиамории (The Ethical Slut). И уж точно редкий знаток способен дать развернутый ответ на вопрос, испытывают ли животные удовольствие во время спаривания или отчего гетеросексуальные домохозяйки любят гей–порно.
Следует оценить путь, пройденный российским секс–просветом за последние четверть века. В 1990–х вышла книга журналиста Шахиджаняна "1001 вопрос про ЭТО", в которой автор еще оперировал понятием "перверсии", писал о мужской и женской ролях и подчеркивал духовное начало. В 2018–м речь уже о парафилиях, духовность рассматривается через взаимодействие гипоталамуса с гиппокампом, гендер не ограничивается двумя полами, а пункт о том, что добровольные сексуальные практики взрослых людей лежат вне морали, является отправным. Прогресс.
Из недостатков книги следует отметить два. Первый — врожденный. Не будучи ни врачами, ни учеными, авторы книги не могут и предложить ни одной собственной сильной идеи, как, например, делает биолог Роберт Мартин, с яростью и страстью настаивая, что наиболее вероятные дни для зачатия — вовсе не середина цикла овуляции. Ко второму я бы отнес стиль пишущего тандема. Когда после описания измерений сокращения мышц тазобедренного дна у женщин посредством чувствительных анальных пробок следует реплика: "Любопытно, использовали ли ученые–мужчины эти приборы в личных интересах?" — это, в общем, юмор на любителя.
Правда, плюсов у книги значительно больше. Отдельно отмечу милые добрые советы. Например, искать у женщин пресловутую "точку G" бессмысленно: ее нет. Зато имеет смысл заглянуть на один сайт, "где размещен тест для пар: каждый из партнеров отвечает на вопросы о его отношении к различным сексуальным практикам, а после, вместе просматривая результаты, они видят лишь те ответы, на которые оба ответили положительно. Это безопасный способ узнать больше о том, что еще можно было бы попробовать в сексе: оба увидят лишь то, на что согласны, а если кто–то один отметил, к примеру, "золотой дождь", а второй нет — что ж, эту маленькую тайну удастся сохранить".
Как говорится, знание — сила.