Итальянцы в Петербурге: от дворцов Трезини до элитных домов

Только ленивый не сравнивал Петербург с Венецией. Большинство считают, что все дело в реках и каналах, которые пронизывают город со всех сторон. Но итальянские черты нашего города на этом не заканчиваются. Пантелеимоновская церковь, здание Горного института, Троицкий собор и даже некоторые современные жилые дома — в каждом из них угадываются итальянские корни.  

Петербург строился сразу с чистого листа, ориентируясь на архитектурные шедевры эпохи Возрождения. А как иначе, ведь первым городским архитектором был как раз итальянец Доменико Трезини, которому мы обязаны появлением и здания Двенадцати коллегий, и Петропавловского собора. Многие русские зодчие учились в Италии. Позднее в городе творили самые именитые мастера: Растрелли, Ринальди, Кваренги, Росси — и каждый из них внес свою лепту в "итальянский облик" Петербурга. "Теперь этот стиль является одним из самых распространенных в Северной столице — визитной карточкой нашего города", — отмечает основатель проектного бюро Rumpu Евгений Богданов.
Одним из самых "итальянских" зданий называют Пантелеимоновскую церковь на улице Пестеля. Ее создал как раз получивший образование в Италии Иван Коробов, и по своему силуэту она очень напоминает церковь Сан-Карлино. Черты римской базилики легко угадываются в силуэте Троицкого собора. А здания Академии Наук или Горного института с их дорическими колоннами — это и вовсе классика итальянской архитектуры, построенные буквально "по учебнику", только не в южной Италии, а в северном петербургском климате. Даже своя Пизанская башня у нас есть — ее очень напоминает силуэт гостиницы Novotel Санкт-Петербург Центр, спрятавшейся в глубине улицы Маяковского.
"Сегодня маленький кусочек Италии можно найти не только в исторических здания, но и в современных жилых проектах и, как правило, дорогих", — отмечает коммерческий директор "ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад" Ольга Аветисова. То, что вариации на тему итальянского Возрождения возможны, прежде всего, в элитном сегменте, понятно — без использования натуральных материалов такие проекты выглядят как минимум подделкой. "Тот стиль, который 300 лет назад реализовывали итальянцы, стоит больших денег, — поясняет Евгений Богданов. — Для него требуются огромные глыбы натурального камня, причем не российского происхождения". Принцип "чистенько, но бедненько" тут не работает, считает он.
Например, для лицевой отделки элитного дома "Венеция" на Крестовском острове "Группа ЛСР" использовала натуральный камень. Цоколь решили выложить гранитом, а высокий карниз оформить скульптурным декором. Симметричный рисунок фасада, аккуратный внутренний двор и обилие арочных проемов сразу навевают мысли об Италии. "Мы постарались создать дом-дворец и перенести жителей Северной Венеции в Венецию южную, — рассказывает Ольга Аветисова. — Стиль итальянского палаццо, огромные грифоны на крыше, необычный для Санкт-Петербурга цвет фасадов — все это выделяет дом среди других элитных проектов".
Итальянская архитектура эпохи Возрождения настолько прочно ассоциируется в сознании современных людей с основательностью, высоким статусом и безупречностью форм, что не использовать эти преимущества при создании элитных проектов было бы упущением. Поэтому неудивительно, что творческий тандем "Группы ЛСР" и архитектурного бюро "Евгений Герасимов и партнеры" обратился к этому выверенному веками стилю и в проекте VERONA.
На этот раз вдохновением служили классическое римское палаццо и церковь XVI века Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Портик с четырьмя колоннами, выше которых находится фронтон с декоративным карнизом — главный фасад семиэтажного дома, выходящий на Морской проспект, получился величественным. Арка, ведущая во внутренний двор, — типичное решение для римской жилой архитектуры — также поддерживает общую концепцию дома. Боковые фасады отделаны в узнаваемой манере "Группы ЛСР": красно-коричневым кирпичом, на фоне которого выделяются каменные резные обрамления окон, входов и карнизов.
Несмотря на то что наши современники не устают обращаться к итальянскому стилю, слепого копирования дворцов 300-летней давности никто не ждет. "На мой взгляд, архитектура должна соответствовать, прежде всего, духу своего времени", — считает Евгений Богданов. И современным стандартам жизни, добавим мы. И сегодня это действительно так: профессиональный уровень российских архитекторов за последнее время сильно вырос, и большинство реализуемых в Петербурге проектов отвечают самым высоким международным требованиям и тенденциям. "Архитектура — не только внешняя оболочка здания, — уточняет Ольга Аветисова. — Это довольно многогранное понятие, включающее в себя продуманные планировочные решения, сбалансированную квартирографию и развитую инфраструктуру в составе дома". Особенно это актуально для элитного жилья — ведь покупатели в этом сегменте особенно тщательно относятся к выбору квартиры.
Поэтому, например, насколько парадно выглядит дом VERONA снаружи, настолько же торжественно он смотрится внутри: роскошная отделка холлов натуральным камнем светлых тонов, колонны, которые перекликаются с лоджией входной зоны. Вставки из деревянных панелей и зеркала дополняют образ пространства, в котором витает дух аристократизма. "Словом, проект получился таким, как его и задумывали: ярким и статусным", — резюмирует Ольга Аветисова.
Конечно, любая качественная архитектура, созданная талантливыми людьми, остается актуальной и является образцом для специалистов и простых обывателей. Особенно в Петербурге, с его долгой итальянской историей и любовью к классическому стилю.