Продажи квадроциклов и снегоходов в России восстанавливаются вместе с остальным авторынком. Некоторые производители и дилеры надеются по итогам этого года на рост показателей. Если не по всему рынку, то хотя бы по своим брендам. Но, если прежде среди лидеров продаж были иностранные производители, после кризиса вперед начинает вырываться отечественная техника.
Кризис подкосил
Пиковые показатели по продажам внедорожной мототехники остались далеко позади, за последние годы рынок сжался в 4 раза. Для примера: в 2014 году в России продано около 40 тыс. квадроциклов всех моделей всех производителей. А в 2017 году — всего 11 тыс. Аналогично менялись объемы продаж снегоходов — с 45 тыс. в 2012 году до 14,3 тыс. в прошлом, подсчитали эксперты завода "Русская механика".
Участники рынка объясняют такую динамику в первую очередь валютным кризисом 2014 года, падение курса рубля заставило изменить ценники на технику. Также оказывает сдерживающее влияние на продажи введение в 2016 году утилизационного сбора на снегоходы, квадроциклы и мотовездеходы, рассказали в "Ямаха Мотор Си–Ай–Эс".
Как отмечает коммерческий директор компании "Петросет сервис" Андрей Геращенко, меньше всего пострадала от кризиса более дорогая техника. Покупатели товаров премиального сегмента традиционно менее чувствительны к кризисам. "Мы работаем с Yamaha, у данного бренда есть модели не только дорогие, но и среднего ценового сегмента, так что кризис мы на себе, конечно, ощутили", — отметил Андрей Геращенко.
По его словам, в целом снижение продаж техники для активного отдыха в таких экономических условиях логично, так как внедорожная мототехника чаще используется именно для развлечения.
Сейчас рынок квадроциклов и снегоходов постепенно стабилизируется и показывает небольшой рост в несколько процентов, рассказывают эксперты. Вернуть прежние позиции удается не всем, встряска сильно изменила распределение сил на отечественном рынке.
В свои же руки
После кризиса свою долю начали терять иностранные бренды, в частности китайские, в то время как российские производители на этой волне сумели занять более уверенные позиции, отмечает генеральный директор "АлексМоторс" Евгений Парасочкин.
"Иностранные компании из–за скачка курсов валют были вынуждены поднять цены, в то время как отечественные смогли удержать конечную стоимость на прежнем уровне. Нельзя сказать, что российские производители стали продавать больше. Но их доля выросла, так как общее число продаж за последние пару лет сократилось", — рассказал Евгений Парасочкин.
Сейчас основные отечественные игроки на рынке внедорожной мототехники — "Балтмоторс" (Калининград), "Веломоторс" — бренд Stels (Брянск) и "Русская механика" (Рыбинск). Усиление позиций российских компаний констатируют и дилеры, и производители. Сегодня на продажи российской техники приходится более чем две трети рынка.
По словам управляющего компанией "Моторпрайд" Сергея Ворганова, теснить иностранных конкурентов российским производителям позволяет соотношение цены и качества, которое устраивает среднего потребителя.
Подпитывают продажи отечественных брендов заказы от корпоративных клиентов. В целом на рынке снегоходов и квадроциклов доля юрлиц не превышает 10–13% от общего числа покупателей.
В основном корпоративными клиентами на рынке такой техники являются силовые структуры (МВД, МЧС, Росгвардия и др.), нефте– и газодобывающие компании. Например, у "Русской механики" доля таких заказчиков составляет 20%.
При этом доля гостиничных комплексов, санаториев, туристических компаний и других подобного рода предприятий не достигает и 1%.
Как выживают дилеры
Несмотря на постепенную нормализацию рынка, доходность бизнеса остается на низком уровне, жалуются дилеры. В таких условиях некоторые игроки ушли с рынка, а кто–то смог удержаться, например, за счет работы сразу с несколькими брендами.
"Дилеры делают вид, что они монобренд, импортеры делают вид, что этого не замечают. Так и живем", — рассказал глава одного из дилеров, который предпочел остаться неназванным.
В условиях низких продаж дилеры кормятся продажей экипировки, дополнительного оборудования и, конечно, сервиса. Часть рынка по–прежнему держат неавторизованные или серые сервисы, однако их присутствие постепенно сокращается, отмечают дилеры.
Это связано с тем, что они вслед за рынком были вынуждены поднять цены, и сейчас стоимость обслуживания у официального дилера может оказаться даже ниже. "Демпинг — это не значит заработок. В какой–то момент наши неавторизованные конкуренты поняли это", — отмечает Евгений Парасочкин.
Также, по его словам, отказываться от услуг серых сервисов клиентов толкает отсутствие оригинальных запчастей. Свою роль в этом играет и позиция производителя. У Stels возвращаются к официальному дилеру за сервисом около 94% покупателей.
Некоторые клиенты находятся в дальних регионах, в труднодоступных с точки зрения логистики местах (леса, тундра, Крайний Север), поэтому привозить снегоход для обслуживания в дилерский центр для них очень проблематично, и зачастую такие покупатели производят обслуживание техники самостоятельно, но доля таких клиентов не столь высока.
“
Снегоход остается главным транспортом для жителей Севера России, его используют тундровики, охотники, рыболовы. Там во многих семьях по три-четыре снегохода, которые нужны людям для жизни, работы. Но в последние годы снегоходы все больше становятся частью индустрии развлечений.
В северных регионах начали развивать туристические направления. В качестве примера можно назвать Магадан, Салехард, куда иностранцы и жители мегаполисов (в основном москвичи, петербуржцы) приезжают в поисках экзотики. Но тем не менее пока что техника для развлечений более интересна все же в регионах Центра, Северо–Запада и юга России.
Александр Крючков
заместитель гендиректора по коммерческим вопросам АО «Русская механика»
“
Квадроциклы — товар всесезонный. А вот на продажи снегоходов каждый раз сильно влияет погода. Как только зимы стали теплыми, продажи упали. Разве что прошлая зима слегка подбодрила снегоходчиков.
К счастью, есть клиенты, которые имеют возможность выезжать за пределы региона, на Север. Они знают, что в Мурманской области начинается минусовая температура и снег выпадает еще осенью. Но таких фанатов мало, и они, как правило, ездят только на брендовой технике.
Сергей Ворганов
управляющий компанией «Мотопрайд»
“
Последнее время в сегменте самоходной внедорожной техники активно развиваются онлайн–продажи. Всё уходит в digital, и мы стараемся активнее развивать данное направление. Видно, что российские потребители готовы к покупкам в интернете. Действительно есть клиенты, которым интереснее заказать товар в сети и не посещать центр.
Особенно удивляют люди, которые находятся на Крайнем Севере, например оленеводы. Они заказывают себе технику прямо с полей. Приобретают в интернет–магазине запчасти.
Павел Коновалов
заместитель директора ООО «ВВС Моторс»