Сегодня федеральное правительство обсудит переход с 1 января на цифровое вещание. В Петербурге основным каналом доставки телесигнала является кабель. За который городским телеканалам придется платить.
На сегодня существует четыре способа телевещания: кабельное вещание (70% рынка которого принадлежит "Ростелекому"), широкополосное интернет–вещание по технологии OTT, спутниковое вещание (где рынок поделен между "Триколор–ТВ" и "НТВ+") и морально устаревшее аналоговое вещание. Под цифровым понимают спутниковое и кабельное телевещание, а также стандарт DVB–T (2), который передается через комнатную антенну.
Для перехода на цифру ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" запустило систему цифровых мультиплексов — наборов из 10 телеканалов, вещающих на одной частоте. Жителям Петербурга доступно два мультиплекса (пакеты РТРС–1 и РТРС–2), в Ленинградской области еще не все получили возможность просмотра РТРС–2.
Из 2 млн петербургских домохозяйств 1,7 млн получают телесигнал по кабелю. Монополистом на этом рынке является "Ростелеком" (1,4 млн домохозяйств). Он уже заявил о повышении тарифов для кабельных каналов.
Как отмечают участники рынка, ранее провайдер брал символическую плату за включение канала в пакет вещания, сейчас же условия серьезно ужесточились. "Ростелеком" предлагает телеканалам либо предоставлять 30% рекламного времени, либо платить за каждого абонента фиксированную ежемесячную сумму — в Петербурге она составит около 1 рубля за абонента. Телевизионщики не спешат соглашаться на такие условия. Однако официально комментировать инициативу провайдера отказываются.
В городе сейчас работают два канала, которых коснутся эти положения: "78", входящий в МИЦ "Известия", и "Санкт–Петербург", принадлежащий Смольному. Последний попал в состав обязательных для вещания каналов, поэтому новые условия "Ростелекома" его мало коснутся. Однако в Ленинградской и Новгородской областях "Санкт–Петербург" не включен в такой список, и там ему придется платить. При этом в неформальных разговорах представители телеканалов сетуют, что "Ростелеком" не предоставляет достоверных данных по числу абонентов, а значит, оператор может завышать базу.
Региональные телеканалы взбудоражены новыми тарифами на общероссийском уровне — настолько, что участники Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) готовят коллективное обращение на имя руководителя ФАС Игоря Артемьева. "Можно было бы отметить, что рынок интернет–вещания в мире растет, однако в Петербурге продвижение дается непросто: прокладка кабелей — дорогостоящая услуга. А весь центр города с небольшим жилым фондом находится в распоряжении "Ростелекома", который получил сети в распоряжение еще от старого владельца сетей — Ленинградского антенного хозяйства", — заявил "ДП" представитель телевизионного рынка.
По оценке экспертов АКАР, объем рынка телевизионной рекламы в Петербурге в 2017 году составил 5 млрд рублей. Он показал прирост на 14%, однако существенно отстает от рекламы в интернете — 22,8 млрд в том же году.