Архаичный бизнес и редкие профессии успешно, но не сиюминутно мимикрируют под современность. "ДП" разбирался, зачем интернет–кафе предлагает услуги копицентра, почему в Петербурге официально нет и не может быть трубочистов, как получить прибыль от сети прачечных самообслуживания и для чего правительство поддерживает гладильщиков.
Лучшего по профессии в сфере торговли и услуг определили в рамках недавнего петербургского Форума потребительского рынка. До первых мест и премии 50 тыс. рублей "достригли" парикмахеры, "донесли" официанты и "дооформляли" флористы–дизайнеры. Всего в конкурсе участвовали 202 профессионала в 10 номинациях. На фоне специальностей, привычных слуху и взору, в меру экзотичной оказалась одна — "гладильщик". В этой секции жюри оценивало и теоретические знания работников, и "профессиональное применение приемов глажения".
По словам организаторов — петербургского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, — проблем с участниками в этой секции нет вовсе. Номинация оказалась даже популярнее некоторых прошлогодних — "бармен" и "бариста". "Хочется поддержать этих работников, ведь в Петербурге их на самом деле немало, — говорят в комитете. — Люди могут даже не знать о существовании такой профессии. Но в этой сфере работают профессионалы высочайшего уровня! Вот вы можете погладить мужскую рубашку за минуту?" Зато петербурженка Светлана Панфилова, сотрудник сети химчисток Apetta, может. Она в профессии уже 24 года.
Кадрового голода в столь узкой сфере нет. Так, на весь город можно найти лишь одну открытую вакансию гладильщика: в больнице им. С. П. Боткина соискателю готовы платить 23 тыс. рублей ежемесячно.
Частный пример не является показательным: в целом специалисты узкого профиля сейчас востребованы на рынке труда. "Компаниям нужны знания конкретных технологий. Все меньше крупным предприятиям нужны универсалы, они более востребованы в малом бизнесе", — уверен Максим Юшин, генеральный директор кадрового агентства HR–PROFI.
От тапера до трубочиста
По данным компаний интернет–рекрутмента, узконаправленные специальности, которые могут считаться редкими или устаревшими, на самом деле не исчезают с течением времени, а трансформируются. Суть работы остается прежней. "Была такая профессия — тапер. Люди играли на фортепиано во время показа фильма в кинотеатре. Эта профессия исчезла с появлением звука в кино. Но, по сути, сейчас есть диджеи или звукорежиссеры. Профессия просто изменилась из–за развития технологий", — уверены в компании SuperJob.
Не уничтожение, но перерождение ждет и другие специальности. Так, статистики трансформировались в аналитиков, а сторожи и вахтеры — в охранников, поэтому обнаружить эти вакансии на порталах по поиску работы нелегко. "Еще в этом году в Петербурге было открыто более 150 вакансий для архивариусов против 1500 вакансий для делопроизводителей. Хотя сейчас это синонимы", — отмечает руководитель пресс–службы HeadHunter по Северо–Западу Ирина Жильникова.
Соискатели на должность трубочиста могут не сразу найти работодателя, хотя эта профессия в Петербурге не считается устаревшей. В общероссийском классификаторе профессий графа "трубочист" отсутствует вовсе. Его обязанности возлагаются на "чистильщика дымоходов". Отсюда — резюме трубочистов, а вакансии — чистильщиков.
Современные трубочисты занимаются не только чисткой дымоходов. В их обязанностях — ремонт каминов, печей и ресторанных плит, устранение завалов и даже обработка огнезащитным составом деревянных конструкций на чердаках зданий.
"В профессии "трубочист" есть как минимум три специальности. Где трубочист, там и печник, а где печник, там и вентиляционщик. Так что наша работа — не редкость, просто нас обычно с земли не видят", — говорят в группе компаний "Лига мастеров" и добавляют, что именно сейчас, осенью, у трубочистов сезон: хозяева начинают "топить" свои дома. Поэтому, если есть цель высмотреть современного трубочиста на крыше, сейчас самое время.
"Старый фонд в Петроградском или Центральном районах — это отдельная запущенная история. Дома там пожившие, что уж говорить о кирпичных вентиляционных каналах, которые имеют свойство осыпаться. В новых домах проблем не меньше: строители–любители часто заливают блоки с нарушениями. Вот и исправляем", — рассказывает о работе Александр Ополченный, трубочист с 20–летним опытом работы.
Стоимость услуг трубочистов в Петербурге варьируется от 1,5 тыс. до 80 тыс. рублей за вид работы в зависимости от сложности.
Зато те профессии, которые сейчас кажутся нам актуальными, уже через 10 лет могут умереть. "Список устаревающих специальностей, по версии Сколково, уже в 2030 году пополнят бухгалтер, диспетчер, системный администратор и фасовщик", — комментирует Ирина Жильникова.
Крутите барабан
Сначала обновляются и становятся современными "устаревшие" специальности, а дальше что — неочевидные сегменты бизнеса начнут свое развитие? Именно так и произошло в Петербурге. В век стиральных машин в каждой квартире и компьютеров в каждой комнате стали популярны новые или обновленные форматы — прачечные самообслуживания и интернет–кафе.
"Почти 15 лет назад мы начинали как прачечные при студгородках. В начале 2000–х я узнал, что такие же есть в европейских общежитиях, а наши студенты в то время в тазиках стирали", — вспоминает Давид Папаскири, один из основателей сети прачечных самообслуживания Prachka.Com. В этой сфере спрос обогнал предложение: прачечными стали интересоваться не только студенты, но и "люди с улицы". Итог: 37 точек в Петербурге, собственные и открытые по франшизе прачечные по всей России.
"Для меня самого было неясно, для чего россиянам нужны прачечные — такие, как в голливудских фильмах. У нас другой уклад, другой менталитет. Но оказалось, что это прибыльное дело", — продолжает Давид Папаскири.
По подсчетам владельца прачечных, новая точка окупается за 3–4 года. "Многие привыкли к тому, что бизнес должен быть "быстрым" — окупаться за год. Но в соседних с Петербургом странах Европы владельцы подобных сетей могут ждать и по 8–10 лет", — делится наблюдениями владелец сети. Он признается, что в кризисные годы поток клиентов не стал меньше. Наоборот, в прачечные самообслуживания перетек более обеспеченный сегмент рынка — те, кто раньше ходил в более дорогие химчистки.
С 2014 года уменьшились лишь темп продажи франшиз и количество новых открытых точек: 80% инвестиций уходило на оборудование, которое закупается в еврозоне.
"Недостатка в клиентах нет. Прачечные самообслуживания популярны среди холостяков, пенсионеров, зарубежных гостей — наплыв был, например, этим летом во время чемпионата мира по футболу, ведь в Латинской Америке и Европе привыкли к такому формату. А сейчас у нас сезон пуховиков — в день стираем по несколько сотен. Люди поняли, что могут точно так ухаживать за верхней одеждой у нас за 400 рублей, а не в химчистке за 1500 рублей", — объясняет Давид Папаскири.
Живее, чем можно было бы предположить, и интернет–кафе. Некоторые не только круглосуточно выводят всех желающих в сеть, но и предоставляют услуги полиграфического и копицентра.
Желающих могут сфотографировать на документы — хоть ранним утром, хоть за полночь. А вот от игровых компьютеров отказываются. "Мы создаем рабочую атмосферу. В определенные сезоны нас посещают студенты, заходят иностранцы. Но в целом аудитория — это люди старше 25 лет. Мы стараемся быть многофункциональными, чтобы гость мог в одном месте сделать свою работу, а потом распечатать или отсканировать документы", — рассказывают в Cafemax.
В общем, петербургский бизнес приспосабливается и реагирует на спрос. Так что неудивительно, что лучшего по профессии определяют и среди тех, чья работа на первый взгляд как будто не видна.