В контакте с Марусей. Зачем Mail.Ru Group разрабатывает конкурента Алисы

Автор фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
Бизнес-центр SkyLight, где находится офис компании Mail.Ru Group

В Mail.Ru Group анонсировали разработку собственного голосового помощника. Пока известно, что конкурент "Алисы" от "Яндекса" будет представлять собой "несколько модулей на базе искусственного интеллекта". Аналитики видят в этом сервисе попытку Mail.Ru Group выйти на формирующийся в стране рынок интернета вещей, и "умного дома" прежде всего

Mail.Ru Group разрабатывает собственного голосового помощника, сообщает пресс-служба холдинга. Дату релиза сервиса в компании не раскрывают, не комментируют в Mail.Ru информацию о сценариях интеграции ассистента с соцсетями "ВКонтакте" и "Одноклассниками", а также работе над другими гаджетами. По предварительной информации, ассистент получит имя Маруся, в компании работают и над созданием "умной колонки" для помощника. К слову, робота под именем Маруся в сентябре в качестве кассира презентовала в Петербурге сеть "Теремок"
"Мы будем стараться интегрировать помощник во все продукты, где это будет иметь смысл, и не только в продукты Mail.Ru", — сообщили "ДП" в пресс-службе Mail.Ru Group. "В случае с помощником мы говорим о комплексе технологий. Это несколько модулей на базе искусственного интеллекта: распознавание речи, синтез речи, модуль, который интерпретирует запрос на человеческом языке и решает, какой из скиллов (навыков, умений. — Ред.) запустить, платформа по разработке скиллов и так далее", — пояснил представитель компании.
Еще в сентябре гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев в интервью "Ведомостям" говорил, что в компании "внимательно следят за происходящим, изучают разные модели и проекты". К тому моменту Google, который сражается за этот сегмент рынка в США с Amazon, запустил своего Assistant на русском языке (в июле, спустя 2 года после релиза на Западе). "Яндекс" уже год, с октября 2017-го, проводит масштабное продвижение помощника Алиса. В мае его представили в "умной колонке" "Яндекс.Станции" и осенью, как ожидается, Алиса появится в системах "умного дома" "Яндекс.Модуль". По всей видимости, Mail.Ru Group изучила опыт конкурентов и планирует свой продукт, возможно, на рынке интернета вещей (IoT), предполагают участники рынка.
"Разработка подобных сервисов и гаджетов софтверными компаниями сейчас выглядит как работа по сценарию: "Google делает, и нам нужно делать". Пока зарабатывать на этом они не могут, до тех пор пока у них это лишь часть технологической цепочки. Единственное направление, которое можно успешно монетизировать, это интернет вещей, управлением домом. По данным нашего опроса, который мы провели среди разработчиков и интеграторов IoT, основной фокус сейчас сместился к "умному дому", это самое быстрорастущее направление на этом рынке. Но здесь альтернативных решений появится очень много, и непрофильным "Яндексу" и Mail.Ru будет сложно там закрепиться", — считает глава агентства "Рустелеком"Юрий Брюквин.
Выйти на этот рынок Mail.Ru Group может через партнерские проекты с "МегаФоном" (владеет 15,2% акций холдинга). "МегаФон" уже несколько лет активно развивает свою систему "умного дома" Life Control, а в октябре оператор запустил новый тариф "Интернет вещей" для устройств, работающих на базе стандарта NB-IoT. "МегаФон", как заверили в пресс-службе, создал "готовые к внедрению коммерческих проектов NB-IoT-сеть, NB-IoT-решения, NB-IoT-устройства и М2М-платформу".
Между тем, в J’son & Partners отмечают, что отрасль в России находится в самом начале развития, доля домохозяйств, в которых используются такие системы, по итогам 2017 года составила около 0,6%. Драйверами роста аналитики называют государственные инициативы, направленные на внедрение систем Smart City, Smart House и опосредованно Smart Home; а также инициативы поставщиков оборудования и решений

Алиса и гиганты

Главный конкурент Mail.Ru Group на этом рынке, экосистема "Яндекса" с Алисой, активно развивается и едва ли не ежемесячно появляется в публичном пространстве. На презентации голосового помощника в октябре 2017 года с Алисой поговорил президент РФ Владимир Путин. В марте поисковик открыл для разработчиков "Яндекс.Диалоги" — платформу, где можно самостоятельно создать коммерческие сервисы для Алисы: чат-боты, рекламные проекты, которые запускаются после активационной фразы разработчиков.
В середине апреля стало известно, что "Яндекс" первым на российском рынке готовится запустить голосовое управление бытовой техникой и электроникой. "Коммерсант" писал, что компания ведет переговоры с производителями устройств о встраивании в них персонального ассистента Алиса с помощью специальной платы Yandex.iO.
В конце мая "Яндекс" представил свой первый гаджет — умную колонку "Яндекс.Станция" с Алисой. Как заверили в компании, это единственное в мире устройство с ассистентом, которое напрямую подключается к телевизору и не требует дополнительных пультов для управления. Продажи умной колонки стартовали в июле 2018 года в собственном магазине-музее в Москве, первую партию распродали за 7 часов.
В июле стало известно, что "Яндекс" зарегистрировал устройство для "умного дома" "Яндекс.Модуль", которое будет работать вместе с колонкой. В ноябре "Яндекс" показал две дешевые "умные колонки" с Алисой от российских производителей Irbis A и Dexp Smartbox. Позже в этом же месяце на встрече представителей IT-отрасли с первым заместителем руководителя администрации президента Сергеем Кириенко "Яндекс" предложил использовать Алису для оказания госуслуг.
На мировом рынке за внимание пользователя сражаются помощники Siri (Apple), Google Assistant, Cortana (Microsoft) и Alexa (Amazon), причем последние два в августе начали тестировать интеграцию своих голосовых помощников. На рынке "умных колонок" до недавнего времени безоговорочно лидировал Amazon (82% мирового рынка в штуках в начале 2017 года), но по итогам I квартала 2018 года его доля снизилась до 43,6%, при этом вдвое (до 26,5%) выросла доля колонок Google Home (26,5%). За этот период производители поставили на мировой рынок 9,2 млн умных колонок, что в 4 раза больше, чем годом раньше.
Пока колонки используют преимущественно для поиска информации, а не для шопинга. По данным Voicebot.ai, 26% владельцев "умных колонок" совершали покупки с помощью голосовых помощников, а около 16% делают их каждый месяц. Однако аналитики из OC&C Strategy Consultants прогнозируют, что объем продаж товаров, заказанных с помощью голосовых команд, вырастет с нынешних $2 млрд до $40 млрд к 2022-му. В целом, по итогам 2017 года мировой рынок компонентов умного дома в IDC оценивали в $162 млрд, колонки на нем заняли долю в $4,4 млрд.
Ожидания в секторе потенциальных потребителей голосовых помощников стремительно развиваются по мере того, как решения становятся доступными, требования к технологиям распознавания речи быстро растут, а рост ожиданий естественно ведет к росту предложения — сектор голосовых помощников будет быстро расти, уверен гендиректор группы компаний ЦРТДмитрий Дырмовский.
"Я уверен, что на таком растущем сегменте спрос и ожидания в ближайшее время будут превышать предложение, пользователи будут присматриваться, осваиваться и, вполне возможно, пробовать разные технологии, как сегодня пользуются одновременно несколькими поисковыми сервисами в интернете. Другими словами, места на рынке хватит всем. И хорошо, что образуется здоровая конкуренция — в конечном итоге выигрывает потребитель", — комментирует он возможное появление на рынке нового помощника.