Доля онлайн–эквайринга растет с каждым годом и забирает часть офлайн-продаж

 

По нашим данным, оборот онлайн–покупок вырос в текущем году на 69,6% по сравнению с прошлым периодом. До этого резкий рост онлайн–торговли был отмечен лишь в 2014 году — подъем рынка на 127,1% можно было обозначить как взрывной. Еще раньше существовало ограниченное количество ниш, где принимали оплату картой онлайн, — в большей степени такую возможность предоставляли крупные и международные компании. В 2014 году онлайн–платежи проникли во все сферы торговли, включая и недорогие сегменты. Сегодня проникновение интернет–эквайринга уверенно забирает часть офлайн–продаж торгового эквайринга. По данным нашего исследования, на долю интернет–эквайринга в общем объеме торгового эквайринга в 2016 году приходилось 5,5%, в 2017–м — 8,5%, а в 2018–м — уже 13,5%.
Драйвером роста интернет– и мобильного эквайринга в 2018 году стало подключение компаний из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ) после принятия 54–ФЗ. Онлайн–магазинам теперь требуется дополнительное оборудование, так как, в соответствии с законом, у них появилось обязательство по отправке клиенту фискальных чеков для подтверждения операции.
Благодаря новому сегменту клиентов из МСБ и внедрению для них новых технологий растет число трансакций в интернет– и мобильном эквайринге. Многие ретейлеры, представленные в офлайне, дублируют каталоги на онлайн–сайты, появляются новые участники, а текущие увеличивают свою клиентскую базу. Рынок e–commerce постоянно развивается.
В 2018 году наметился еще один тренд — по реализации товаров и услуг премиум–класса в интернете. Крупные люкс–бренды постепенно переходят в сеть. Кроме того, стабильно высоким остается число операций в сегментах travel–услуг, ресторанов, такси и других сервисов. Если смотреть по сегментам, то сильнее всего конкуренция ощущается среди розничных магазинов, то есть там, где больше всего игроков. По данным эквайринговой сети нашего банка, с начала года количество онлайн–покупок выросло на 25% (по сравнению с началом 2018 года), а оборот — на 47%. Быстрее всего рынок увеличивается в крупных городах: в Москве — на 26% по количеству покупок в онлайне, в Петербурге — на 25%, соответственно, медленнее всего обороты набирает e–commerce в Ростове–на–Дону, но и здесь результат достойный — 12% роста.
Говоря про рост среднего чека в интернет–эквайринге, можно отметить, что значительно прибавил сегмент такси: рост составил 41%, от 302 рублей в 2017 году до 424 рублей в 2018–м. В таком популярном направлении, как оплата онлайн билетов в кино, средний чек снизился на 8%, с 759 до 710 рублей.
Стремительная цифровизация и переход в онлайн — тенденция не только эквайринга, но и многих отраслей экономики. Влияние на это оказывают два ключевых тренда. Во–первых, техника и технологии становятся все более умными, многофункциональными, быстрыми, безопасными и удобными. Во–вторых, новое поколение Z все быстрее начинает вливаться в число миллениалов, становясь драйвером диджитализации.
Инна Емельянова, директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт"