Если по памяти попробовать назвать государства, занимающиеся поддержкой стартапов, то первыми придут на ум США, Китай или Финляндия. Казахстана в этом списке пока нет, хотя стартап–экосистема этой станы растет как на дрожжах. Драйвером роста стал технопарк Astana Hub, открытый в этом году.
Прямо сейчас, 5 декабря, проходит, пожалуй, главное стартап–событие 2018 года: международная конференция Slush в Хельсинки. Финны давно доказали свою любовь к новым бизнес–проектам и сделали этот форум площадкой для встреч предпринимателей и инвесторов со всего мира. К инновационным проектам в Финляндии относятся одновременно и с пиететом, и со здоровой иронией. Так, главный бизнес–инкубатор Хельсинки maria01 расположен в старых корпусах городской больницы, а гостей Slush в прошлом году встречала надпись "Добро пожаловать, фрики".
Совсем другой подход у нашего восточного соседа. Казахи только строят свою стартап–экосистему, поэтому, вероятно, подчеркивают свои амбиции особым размахом. Первый IT–парк для стартапов в Астане разместился не в маленькой старой больнице, а на 9,6 тыс. м2 павильона, построенного в стиле хай–тек для выставки "Экспо" 2017 года (стоимость подготовки к ней оценивается в $2 млрд).
На входе гостей хаба встречает цитата из послания президента страны Нурсултана Назарбаева: "Astana Hub должен стать платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира". По замыслу правительства, площадке предстоит сыграть одну из ведущих ролей в Третьей модернизации Казахстана, объявленной 31 января 2017 года.
Хаб, надо признаться, впечатляет: четыре просторных этажа в здании, выполненном в виде корабля, вмещают в себя все, что нужно быстро развивающемуся бизнесу. Это ярко оформленные офисы, лекционные аудитории, конференц–залы, лаборатории по разработке проектов виртуальной реальности, центр прототипирования. В качестве бонуса — вдохновляющий вид из окон на гигантский шар "Нур Алем", в котором расположились восемь этажей Музея энергии будущего. Рядом — Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА) и бизнес–центр, куда скоро переедут представители крупнейших международных организаций.
Климат для стартаперов
Astana Hub еще предстоит закрепить за собой статус регионального хаба для мировой системы инноваций, пока здесь лишь развешаны флаги и фото известных во всем мире удачливых стартаперов, собраны приветствия на всех языках — есть и японский, и итальянский, и русский, и индийский. Впрочем, на четвертом этаже хаба уже открыли офисы Cisco, "Транстелеком", Huawei, работает Лаборатория интеллектуальных систем Blockchain&BigData Lab IBM Innovative Center.
"Их интерес в том, чтобы привлекать местные стартапы для решения инновационных задач, локализовать производство, быть участниками технологического и инновационного центра Казахстана", — поясняют представители хаба. Astana Hub находится в зоне МФЦА, на него распространяются налоговые льготы, особый визовый и трудовой режим, английское право и суд. Такие условия уже заставляют инвесторов из других стран, например Китая и Сингапура, присматриваться к резидентам хаба.
"В Астане холодно с октября по март, поэтому всем хочется сидеть дома и делать стартапы, если дом, как наш хаб, способствует инновациям", — смеется Павел Коктышев, заместитель председателя правления АО "НИХ Зерде", основатель бизнес–инкубатора Most.
Сейчас в Astana Hub поддержку получают 156 резидентов: 86% из них посвящены e–commerce, 8% — блокчейну, 4% — искусственному интеллекту и 2% — финтеху. Это участники инкубационной и акселерационной программ. Первая программа акселерации #garage была запущена в феврале. Из 151 заявки жюри выбрало 12 участников. В рамках программы стартапы тестировали свои гипотезы, создавали минимальный работоспособный продукт, учились составлять маркетинговые стратегии, проводить исследование рынка, анализировать прибыль и убыль в расчете на одного клиента. Во второй акселерационной программе два из 12 уже были международными стартапами.
Местные звезды
В результате проект мобильного проекционного компьютера Jaybox, которым можно управлять жестами, привлек инвестиции $30 тыс.
"До прихода в хаб мы не зарабатывали, а тут за полгода протестировали прототип, нашли свою бизнес–модель, запуcтили PR и заработали $54 тыс.", — рассказывает Асель Пазылбекова, представитель стартапа Kompra. Сервис позволяет бизнесу проверить контрагентов на благонадежность на основе открытых данных госструктур. У компании уже 5,4 тыс. пользователей, в том числе пять крупных банков Казахстана. Недавно они получили $1 тыс. за второе место в конкурсе Astana Hub Battle.
Первое место и $15 тыс. получил Smart Gas — сервис для водителей и владельцев АЗС, который позволяет заправиться и заплатить за топливо, не выходя из авто. Спонсором конкурса стал фонд BTS Digital. "Мы выходим на рынки Европы и Азии в следующем году, у нас уже есть глобальные партнеры", — поясняет Айдар Садыров, основатель стартапа. Возможно, в будущем они повторят путь казахского стартапа Smart Satu, который открыл Болатбек Оспанов. Эта платформа электронной торговли для автоматизации товарооборота в сегменте FMCG уже покорила 10 стран и привлекла $5 млн инвестиций.
Примерно 12 тыс. человек в стране имеют на своих счетах больше $5 млн. "Поэтому мы сейчас при хабе формируем ассоциацию венчурных инвесторов и школу бизнес–ангелов, приглашаем иностранных инвесторов, чтобы способствовать коллаборации с местными игроками в рамках Фонда соинвестирования", — объясняет Игорь Овчаренко, консультант хаба. Цель хаба — привлечь $200 млн инвестиций в стартапы в ближайшие 5 лет.
В столице Казахстана есть еще несколько инкубаторов и технопарков, которые поддерживают стартапы, — при университетах, корпорациях и национальных агентствах. Например, инновационный кластер Nazarbayev University, Astana Innovations, НАТР, бизнес–инкубатор Most. Конкурсов для инноваторов тоже достаточно: есть, например, Zhastar Innovation — 2017, которую ежегодно проводит акимат (районная государственная администрация). Программа лагеря включает в себя обучение, наставничество и финансирование лучших проектов.
В 2016 году объем инвестиций в стартапы в Казахстане, по данным инкубатора Most, составил $20 млн, а в 2017 году превысил это значение минимум на 15%. Для сравнения: объем венчурных инвестиций в Азии достиг в 2017–м $48 млрд, а общемировой годовой показатель объема венчурного финансирования — $155 млн.
"Мы еще только вырабатываем свой стартап–геном, — объясняет Павел Коктышев. — Но у нас большой потенциал: казахи издревле кочевали и меняли территорию в поисках лучшего места. Смелость, гибкость и открытость к изменениям вшиты в национальную ДНК. А ведь успешный стартап переживает несколько глобальных разворотов идеи и схемы монетизации, перед тем как достигает успеха".